Где будут получать лицензию судебные медики?


 А.К. Семячков, заместитель начальника по экспертной работе Тюменского областного бюро судебно-медицинской экспертизы
Е.Г. Лёвкина, председатель комиссии по лицензированию и аккредитации медицинской и фармацевтической деятельности департамента здравоохранения администрации Тюменской области
 
В течение года Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»[1] через постановления Правительства РФ[2] трансформировался 26.07.2002 в приказ МЗ РФ № 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности».
На судебного медика производит приятное впечатление, что «Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи» (приложение 1 к приказу) расширена с 9 до 13 видов судебно-медицинской экспертиз (исследований)[3]. Это приводит в соответствие нормативную дифференцированность судебно-медицинской деятельности с фактической.
Но смущает заложенное в приказ противоречие[4].
Лицензирование всех видов судебно-медицинской экспертизы возложено в приложении 1 на МЗ РФ. Но Центральная комиссия МЗ РФ по лицензированию медицинской деятельности принимает решения о выдаче лицензий юридическим лицам, осуществляющим медицинскую деятельность и находящимся в ведении федеральных органов исполнительной власти, Российской академии наук и отраслевых академий наук (приложение 2 к приказу). К таковым могут быть отнесены Российский центр судебно-медицинской экспертизы МЗ РФ, ЦНИИ судебной психиатрии им. проф. Сербского и некоторые другие.
Многочисленные территориальные учреждения и подразделения судебно-медицинского и судебно-психиатрического профиля, в том числе бюро судебно-медицинской экспертизы и психиатрические больницы, расположенные на территории нашей области, находятся в ведении исполнительной власти субъектов РФ, следовательно, не могут получить лицензию в указанной Центральной комиссии.
Приказ предусматривает передачу полномочий по лицензированию медицинской деятельности Министерством здравоохранения РФ органам исполнительной власти субъектов РФ в лице создаваемых на территории субъектов РФ Комиссий по лицензированию медицинской деятельности. Причём полномочия, относящиеся к ведению Центральной      комиссии, передаваться не могут.
Таким образом, лицензирование по судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизе оказалось в «немой» зоне. С одной стороны, в отличие от других видов деятельности лицензирование осуществляет МЗ РФ (приложение 1), с другой стороны это не относится к ведению его Центральной комиссии (приложение 2).
Если МЗ РФ передаст полномочия по лицензированию судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы в территориальные комиссии, то это уравняет экспертов с другими видами деятельности, не отмеченными в приложении 1 «особым вниманием» МЗ РФ.
Исправить создавшееся положение могут только разъясняющие приказы МЗ РФ. В настоящее время положение «исправляется», например по судебно-медицинской экспертизе, другим нелигитимным способом: в Российском центре судебно-медицинской экспертизы организовано «лицензионное» отделение для экспертной оценки материалов, поступающих на лицензирование в МЗ РФ из бюро судебно-медицинской экспертизы субъектов РФ.

[1] № 128-ФЗ от 8.08.2001.
[2] № 135 от 11.02.2002 «О лицензировании отдельных видов деятельности» и № 499 от 4.07.2002 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
[3] За счёт экспертиз по материалам уголовных и гражданских дел, судебно-цитологической и химико-токсикологической экспертиз.
[4] Это относится и к судебно-психиатрической экспертизе.