История лицензирования медицинской деятельности в России


Опубликовано: Журнал «Медицина и фармация». - № 8-9. – 2007. - С. 27-37

А. К. Семячков,
заместитель по экспертной работе начальника
Государственного учреждения Тюменской области
 «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы»
 
28.06.1991 Закон[1] РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР" положил начало отечественному лицензированию медицинской деятельности: «Медицинскими учреждениями в системе медицинского страхования являются имеющие лицензии лечебно-профилактические учреждения, научно-исследовательские и медицинские институты, другие учреждения, оказывающие медицинскую помощь, а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность как индивидуально, так и коллективно» (ст. 2). За пределами страховой медицины, а следовательно и лицензирования остались нелечебные учреждения, например, бюро судебно-медицинской экспертизы. Их закон не коснулся.
Акцент в законе был сделан на лицензировании учреждений и лиц, а не видов медицинской помощи. По такому пути и пошли правительство и Минздрав РФ, издавшие во исполнение закона свои нормативные акты[2].
22.07.1993 Закон РФ № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» охватил лицензированием все «предприятия, учреждения и организации государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения» (ст. 15), независимо от отношения к страховой медицине: «могут осуществлять свою деятельность только при наличии лицензии на избранный вид деятельности». 25.09.1998 лицензирование получило развитие в специальном Федеральном законе № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", регулирующем «отношения, возникающие в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направленном на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка» (ст. 1). Это закон подтвердил обязательность лицензирования медицинской деятельности.
Пришлось участвовать в лицензировании и тем учреждениям, что были ранее в стороне от этого процесса. Например, бюро судебно-медицинской экспертизы в соответствии с руководящими документами[3] должны были пройти самолицензирование (внутреннее лицензирование) всего экспертного учреждения и подать заявление в территориальную лицензионно-аккредитационную комиссию.
Таким образом, лицензирование медицинской деятельности, родившись из потребностей страховой медицины и охватывавшее только лечебные учреждения, стало в 1998 году всеобщим.
 
Виды, услуги, работы
Сначала лицензирование проводилось в целом по учреждению без разделения самой медицинской деятельности на отдельные «ячейки». Практика лицензирования показала, что регулировать такую огромную медицинскую отрасль нецелесообразно. Поэтому в 1996 и 1998 годах лицензируемая медицинская деятельность приказами министерства была разделена примерно на 300 видов (табл. 1, строки 2 и 3). В 1998 году закон № 158-ФЗ назвал их услугами и работами, на эту терминологию правительство перешло только в 2001 году (строка 4). При этом ни медицинское ведомство, ни правительство, ни законодатель не удосужились дать определение этим понятиям и объяснить, чем они отличаются друг от друга. Наше требование к качеству закона не является чрезмерным. В качестве положительного примера можно привести Уголовно-процессуальный кодекс РФ, в которым даны чёткие определения 64 понятий (ст. 5). Вместо этого в ст. 2 «Основные понятия» закон № 158-ФЗ сослался на общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг и сообщил, что этот перечень входит «в состав единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации в Российской Федерации» и утверждается в порядке, установленном правительством. Такой классификатор ОК 004-93 (ОКДП) действовал с 01.01.1994 и был утверждён 06.08.1993 постановлением Госстандарта РФ № 17. Разработчики классификатора - Центр экономической конъюнктуры при Правительстве РФ совместно с Центром по экономическим классификациям во взаимодействии с ВНИИКИ Госстандарта России - выполняли Государственную программу (утв. 23.10.1992 постановлением Верховного Совета РФ № 3708-I) перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В документе заявлено, что при разработке ОКДП были учтены рекомендации Статистической комиссии ООН, в основу построения ОКДП положены Международная стандартная отраслевая классификация (МСОК) - International Standard Industrial Classification of all Economic Асtivities (ISIС) и международный Классификатор основных продуктов (КОП) - Сеntral Рrоducts Сlаssification (СРС). Несмотря на столь обильное перечисление вызывающих уважение организаций и документов, самое главное - «что такое отдельная услуга или работа», так и осталось неясным. Мы  обратились к конкретным разделам части II ОКДП «Классы и подклассы видов продукции и услуг», имеющим отношение к медицине (табл. 2).
Организатор здравоохранения не сможет по этой классификации составить себе объективное представление об отдельной услуге. Смущает «неравнозначность» услуг. Так, большинство услуг занимает по одной строчке, например, услуги больниц широкого профиля, специализирован-ных лечебных центров, профилактических и реабилитационных клиник и т.д. Не помогает и обращение к части IIIОКДП "Виды продукции и услуг", где дана расшифровка лишь 13 услуг (выделены в части II цифрами в квадратных скобках). Наиболее детализированы консультации и лечение стоматологами (82 услуги). Патологоанатомы представлены трижды: исследования гистологические; исследования, предоставляемые патолого-анатомическими бюро; услуги патолого-анатомических бюро (расположены среди ритуальных услуг) - содержание трупа в холодильной камере, бальзамирование трупа, туалет трупа. «Услуги судебно-медицинских экспертиз» расшифрованы в части IIIОКДП как судебно-психиатрические: «8513151   Амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза; 8513152   Стационарная судебно-психиатрическая экспертиза; 8513153 Судебно-психиатрическая экспертиза - экспериментально-психологические исследования (тесты и прочие)».
Медицинская и судебная экспертизы не отнесены к здравоохранению (см. раздел К) и т.д.
Классификатор видимо и сейчас продолжает служить рыночной экономике, ради обслуживания которой он был создан (последние изменения в него были внесены в 2001 году), но так ни разу и не был использован в лицензионном аспекте, упомянут в постановлении правительства или приказе минздрава на эту тему. Поэтому в новом Федеральном законе № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" ссылка на ОКПД уже отсутствовала, но не была заменена чем-то другим. Этот закон и предшествовавшее ему 21.05.2001 постановление Правительства РФ № 402 "Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности" также не дали определение работам и услугам (табл. 1, строка 4). Определение лицензионной услуги отсутствует до сих пор.
 
Классификации лицензируемой медицинской деятельности
За 12 лет было создано 6 (при пятилетнем сроке подтверждения лицензирования!) перечней, значительно отличающихся друг от друга буквально во всём (табл. 1):
названием – в 2002 году перечень обозначен как номенклатура (табл. 1, строка 5);
количеством видов и работ (услуг) – 276, 279, 198, 262, 127 и 425 в 1996, 1998, 2001, 2002, январе и мае 2007 года соответственно;
группировкой – в 2002 году группировка отсутствует (услуги расположены в алфавитном порядке), в 2001 году отсутствует кодировка групп, в остальные годы коды имеются, но меняются наименования групп, их последовательность и содержание;
виды или работы (услуги) внутри групп  (табл. 3) располагаются, то в алфавитном, то произвольном порядке, кодируются или обходятся без шифров, не всегда чётко отделены друг от друга, что не позволяет понять, где заканчивается одно и начинается другое.
Предоставим читателю по табл. 3 проследить самостоятельно, что происходило в перечнях даже с такими узкими подотраслями  как патологическая анатомия, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертиза. Прокомментируем динамику только в своей профессии (столб. 2). Самым безобидным было изменение в 1998 году (по сравнению с первым перечнем 1996 года) последовательности перечисления девяти видов судебно-медицинской экспертизы. В 2001 году из перечня почему-то исчезла «судебно-химическая экспертиза», но возникла «судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел».
В 2002 году появилась «доврачебная помощь» и «судебно-цитологическая экспертиза», вернулась «судебно-химическая экспертиза», но почему-то вместе с «химико-токсикологической». Что такое «доврачебка» в судебно-медицинской экспертизе – знает только минздрав, забывший, что экспертиза проводится только врачом. Термин «химико-токсикологическая» сам минздрав применяет для наркологической службы[4]. Количество работ (услуг) выросло с 9 до 13.
В 2004 году Решением Верховного Суда РФ № ГКПИ04-738 от 23.06.2004 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ № КАС04-451 от 16.09.2004 пункт 06.020.3 «судебно-медицинская  экспертиза по материалам   уголовных и гражданских дел» Номенклатуры работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. Это означает, что этот вид деятельности не нуждается в лицензировании, следовательно, может проводиться в любом учреждении, в том числе и не медицинском. В январе 2007 года Постановлением Правительства РФ эта услуга была исключена из перечня вместе с «доврачебной помощью» [5]. Количество услуг снизилось до 11.
В мае 2007 года (менее чем через 4 месяца!) Минздравсоцразвития РФ «порадовал» новым перечнем[6]. В него возвращена «доврачебка», а врачебная судебно-медицинская деятельность продублирована в двух разделах - амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь. Получилось, что наше учреждение, насчитывавшее в предыдущих редакциях перечня 9-13 видов или работ (услуг), сейчас может претендовать уже на 23.
Судебно-медицинскую экспертизу располагают то в одном, то в другом разделе группировки, а то и нескольких: 1996 год – основная медицинская деятельность; 1998 и 2001 годы – экспертная медицинская деятельность; 2002 год – доврачебная помощь, прочие работы и услуги; май 2007 года – доврачебная медицинская помощь, амбулаторно-поликлиническая специализированная медицинская помощь, стационарная специализированная медицинская помощь.
Ни одна из классификаций не соответствуют здравому смыслу и стандарту, разработанному в родном ведомстве[7]. Создаётся впечатление, что перечни представляют собой наборы терминов, отражающих разнородные понятия - услуги, специальности, должности, виды (скорая, амбулаторно-поликлиническая, стационарная и т.д.) и уровни (доврачебный, врачебный) медицинской помощи и пр. Частые перетряхивания этого хаотического нагромождения отражают не столько прогресс в организации медицинской помощи, сколько беспомощность чиновничьей науки. К «чести» правительства и медицинского ведомства ни разу за эти годы они не дали какого-либо комментария к своим творениям.
 
Правовой нигилизм
Стремительность перелицовывания перечней сочетается с правовым нигилизмом. Так в 2007 году возникло два действующих перечня: утверждённый в январе правительством (табл. 1, строка 6) и в мае Минздравсоцразвития РФ (строка 7). Юридический нонсенс заключается в том, что правительство своё постановление не отменило и не давало поручения ведомству утвердить соответствующий перечень. Чтобы разобраться, какой из перечней легитимнее, придётся заглянуть в историю вопроса.
Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в 1993 году отнесли установление порядка и условий выдачи медицинских лицензий к юрисдикции Правительства РФ: «… Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации» (ст. 15). В 2003 году эта статья сформулирована по-другому: «Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации»[8]. Новая редакция статьи отослала нас к Федеральному закону № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", который сохранил полномочия правительства: «утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности» (ст. 5).
За 12-тилетнюю историю отечественного лицензирования (табл. 1, столб. 1) правительство своими постановлениями утверждало эти положения с перечнями только дважды - в 2001 и в январе 2007 года. В 1996 году, утвердив положение, возложило утверждение перечня работ и услуг на министерство. Минздрав этим разрешением воспользовался в 1996 и 1998 годах, а в 2002 и в мае 2007 года сделал это и без указания правительства. Майская «изюминка» этого года заключается в том, что министерский перечень утверждён не только при отсутствии поручения, но и без отмены правительством январского постановления. Полагаю, что сейчас кто-то должен аннулировать свой перечень - либо правительство, либо министерство.
 
Лицензировать ли экспертизу?
Экспертизы, в том числе, судебно-медицинская и судебно-психиатрическая, выполняются по одним и тем же законам, регулирующим назначение и проведение экспертизы: О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Гражданский процессуальный кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и Таможенный кодекс РФ. Последние три вида права не нуждаются в судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертизах, но это не меняет сути дела.
В первом же перечне 1996 года появились судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы (табл. 3, столбцы 3 и 4). И остаются в последующих перечнях до сих пор. По нашему мнению, вопреки закону. Дело в том, дознание, следствие или суд назначают экспертизу, не интересуясь наличием лицензии у эксперта, экспертного подразделения или учреждения. Это происходит потому, что ни один из семи перечисленных законов не считает лицензию условием выполнения экспертизы. Экспертные учреждения других ведомств, например, экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел РФ и государственные судебно-экспертные учреждения системы Министерства юстиции РФ, где также проводятся некоторые судебно-медицинские экспертизы (биологические, цитологические, генетические, медико-криминалистические и др.), не лицензируют свою экспертную деятельность, в том числе и судебно-медицинскую. Следовательно, экспертиза - и судебно-медицинская, и судебно-психиатрическая - стали лицензируемыми из-за принадлежности к медицинскому ведомству, а не из-за вида деятельности. Кроме того, законы не предусматривают амбулаторных, однородных, психолого-психиатрических и сексолого-психиатрических экспертиз (табл. 3, строки 5-7).Если уж и лицензировать деятельность судебных медиков и психиатров, то по судебно-медицинским и судебно-психиатрическим исследованиям, которые проводятся без назначения экспертизы, вне рамок указанных законов. Например, в нашем экспертном учреждении году исследований выполняется на 50% больше, чем экспертиз. В тоже время исследования являются методической основой проведения экспертиз.
Патологоанатомическая экспертиза появилась в 1993 году в Законе РФ № 5487-1 «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» (статьи 48 и 53) в контексте о независимой медицинской экспертизе[9] и в перечнях 1998 и 2001 года (табл. 3, столб. 2, строки 3 и 4). Этой экспертизе также не место в перечне, так как указанные законы не предусматривают проведение ни патологоанатомической, ни независимой экспертиз.
 
Лицензионная услуга - врачебная специальность - должность
Интересен вопрос о соотношении 425 услуг (табл. 1, строка 7), 89 предусмотренных врачебных специальностей[10] и должностей[11]. Получается, что в среднем одна специальность и должность охватывает несколько услуг. При рассмотрении конкретных услуг это соотношение очень изменчиво. Если брать последнюю версию перечня (табл. 1, строка 7), то патологическая анатомия (код 040113) обслуживает одну лицензионную услугу, судебно-психиатрическая экспертиза (код 040115.03) – две,  судебно-медицинская экспертиза (код 040121) – двадцать две. Врач-патологоанатом владеет одной лицензионной услугой, врач-судебно-психиатрический эксперт – двумя, врач-судебно-медицинский эксперт – двадцатью двумя. В действительности, в судебной медицине уже более 50 лет нет таких универсалов. Услуги обеспечивают врачи не менее чем десяти специальностей на более чем десяти должностях в десятках структурных подразделений бюро[12]. Трудно понять логику ведомства, предлагающего многообразную работу бюро обеспечивать одним универсальным врачом, игнорируя реально существующее разделение труда, без которого экспертное учреждение просто не смогло бы выполнять лицензируемые виды деятельности[13].
Таким образом, история отечественного лицензирования убеждает, что его нормативная база нуждается в совершенствовании.
 
 
 
Таблица 1. Лицензируемые виды медицинской деятельности и работы (услуги), 1996-2007 годы
(комментарий автора написан курсивом)
 
 
п
/п
Нормативный акт
Группировка лицензируемой деятельности
Кол-во видов и работ (услуг)
1
2
3
4
2
Временный перечень видов медицинской деятельности, медицинской помощи и отдельных ее методов, подлежащих лицензированию в Российской Федерации (утв. приказом  Минздравмедпрома РФ № 270 от 01.07.1996)
 
 
 
 
 
 
 
 
Во исполнение постановления Правительства РФ № 350 от 25.03.1996
 
Группировка видов имеется
Кодировка групп имеется
Кодировка видов отсутствует   
 
1. Основная медицинская деятельность
1.1. Первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь.
1.2. Скорая медицинская помощь
1.3. Диагностика
Лабораторная
Лучевая диагностика
Патологоанатомическая.
Функциональная диагностика.
Эндоскопическая диагностика.
1.4. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому населению в лечебно-профилактических учреждениях и (или) на дому
1.5. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь детскому населению в лечебно-профилактических учреждениях и (или) на дому
1.6. Общая врачебная практика, семейная медицина.
1.7. Стационарная медицинская помощь взрослому населению
1.8. Стационарная медицинская помощь детскому населению
1.9. Традиционная медицинская деятельность
1.10. Заготовка органов и тканей
1.11. Экспертная медицинская деятельность
1.12. Санаторно-курортное лечение
1.13. Деятельность по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и профилактике заболеваний, связанных со средой обитания человека (Приказом Минздравмедпрома РФ № 5 от 09.01.997 пункт 1.13 настоящего Перечня исключен)
1.14. Обязательная медицинская деятельность
2. Вспомогательная медицинская деятельность
276 всего
271
1
2
19, в том числе
10
6
1
1
1
 
53
 
47
1
59
56         
7
4
17
1
 
 
 
 
4
5
3
Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию (утв. приказом Минздрава РФ № 142 от 29.04.1998)
 
 
 
 
 
Со ссылкой на постановление Правительства РФ № 350 от 25.03.1996
 
Группировка видов имеется
Кодировка групп имеется
Кодировка видов имеется
 
1. Первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь
2. Скорая медицинская помощь
3. Диагностика:
3.1. Лабораторная диагностика
3.2. Лучевая диагностика
3.3. Патологоанатомическая диагностика
3.4. Функциональная диагностика
3.5. Эндоскопическая диагностика
4. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому и детскому населению в учреждениях здравоохранения и (или) на дому
5. Общая врачебная практика, семейная медицина
6. Стационарная медицинская помощь взрослому и детскому населению
7. Фармацевтическая деятельность в структуре лечебно-профилактических учреждений
8. Народная (традиционная) медицина
9. Заготовка органов и тканей
10. Экспертная медицинская деятельность
11. Медицинская деятельность, осуществляемая в санаторно-курортных учреждениях по видам деятельности, утвержденным данным Перечнем"
12. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в учреждениях
279+? всего
10
3
21, в том числе
12
6
1
1
1
 
51
1
54
 
3
7
4
22
 
?
 
3
4
Перечень работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность, осуществляемую на основании ли-цензии. Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ № 402 от 21.05.2001)

Группировка работ (услуг) имеется
Кодировка групп отсутствует
 Кодировка работ (услуг) отсутствует
Первичная (доврачебная) медицинская помощь
Скорая и неотложная медицинская помощь
Диагностика
Лабораторная диагностика
ДНК-диагностика
Лучевая диагностика
Патологоанатомическая диагностика
Функциональная диагностика
Эндоскопическая диагностика
Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь
Стационарная медицинская помощь
Традиционная медицина
Экспертная медицинская деятельность
Заготовка органов и тканей
198 всего
10
3
24, в том числе
4
11
6
1
1
1
59
64
11
22
5
5
Номенклатура работ и услуг по оказанию соответствующей медицинской помощи (утв. приказом Минздрава РФ № 238 от 26.07.2002)
 
Со ссылкой на постановление Правительства РФ № 499 от 4.07.2002, но в нём соответствующего поручения нет
Группировка работ (услуг) имеется
Кодировка групп имеется
Кодировка работ (услуг) имеется
 
01. Доврачебная помощь
02. Скорая и неотложная медицинская помощь
03. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому
04. Санаторно-курортная помощь      
05. Стационарная помощь, в том числе в   условиях   дневного стационара
06. Прочие работы и услуги     
262 всего
27
12
 
 
67
41
 
68
37
6
Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007)
Группировка работ (услуг) отсутствует, они расположены в алфавитном порядке
Кодировка работ (услуг) отсутствует
127 всего
7
Перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи (утв. приказом Минздравсоцразвития РФ № 323 от 10.05.2007)
 
Со ссылкой на постановление Правительства РФ № 30 от 22.01.2007, но в нём соответствующего  поручения нет
 
Группировка работ (услуг) имеется
Кодировка групп имеется
Кодировка работ (услуг) отсутствует
Работы (услуги), выполняемые:
1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи
2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:
а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи
б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи
3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе:
а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи
б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи
4) при осуществлении скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи, в том числе:
а) при осуществлении скорой медицинской помощи
б) при осуществлении скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи
5) при осуществлении высокотехнологичной медицинской помощи
6) при осуществлении санаторно-курортной помощи
425 всего
28
 
135, в том числе
 
37
 
3
 
95
 
135, в том числе
 
32
 
3
 
100
 
38, в том числе
19
 
19
 
39
50
 
Примечание автора: в приказах Минздравмедпрома РФ № 270 от 01.07.1996 и Минздрава РФ № 142 от 29.04.1998 используется термин «вид медицинской деятельности»; термины «работы» и «услуги» ввёл Федеральный закон № 158-ФЗ от 25.09.1998 "О лицензировании отдельных видов деятельности"; подсчёт количества лицензируемых видов и работ (услуг) затруднён, так как они не всегда чётко разграничены (столб. 4).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Таблица 2. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 (ОКДП).
Часть II «Классы и подклассы видов продукции и услуг».
 
Раздел K. Услуги, связанные с недвижимым имуществом, арендой, исследовательской и коммерческой деятельностью
7310000 Интеллектуальная   и   материальная   продукция,   услуги    по исследованиям и   разработкам,   нефинансовые   нематериальные активы в области естественных и технических наук
7310016 Интеллектуальная продукция в области медицины и фармацевтики
7310046 Услуги по исследованиям и разработкам в области медицины и фармацевтики
7492034 Услуги по оказанию медицинской помощи
7492081 Медицинская экспертиза
7492082 Судебная экспертиза
Раздел N. Услуги в области здравоохранения и в социальной области
8500000 Услуги в области здравоохранения и в социальной области
8510000 Услуги по охране здоровья человека
8511000 Услуги больниц и специализированных лечебных центров
8511010 Услуги больниц широкого профиля
8511020 Услуги специализированных лечебных центров
8511030 Услуги профилактических и реабилитационных клиник
8512000 Услуги по амбулаторному лечению, предоставляемые поликлиниками и частной врачебной практикой
8512010 Консультации и лечение врачами общей медицинской практики
8512020 Консультации и лечение врачами-специалистами и хирургами-специалистами [8512250]-[8512363]
8512030 Консультации и лечение стоматологами [8512100]-[8512182]
8512040 Услуги по проведению общих профилактических обследований и диспансеризаций
8512050 Услуги клинических, бактериологических и   фармакологических лабораторий [8512400]-[8512420]
8512070 Услуги нетрадиционной медицины [8512501]-[8512504]
8512090 Услуги по амбулаторному лечению прочие
8513000 Услуги санитарно-профилактические
8513010 Услуги санитарно-эпидемиологических учреждений [8513100]-[8513114]
8513020 Услуги судебно-медицинских экспертиз [8513151]-[8513153]
8513030 Услуги наркологических диспансеров [8513200]-[8513234]
8513040 Услуги женских консультаций
8513050 Консультативные услуги по здоровому образу жизни [8513300]-[8513310]
8513090 Виды санитарно-профилактических услуг прочие, не включенные в другие группировки
8514000 Услуги санаториев и прочих оздоровительных учреждений
8514010 Санаторно-курортные и оздоровительные услуги [8514110]-[8514120]
8514020 Лечение и обслуживание в профилакториях
8514030 Лечение и обслуживание в специализированных детских санаториях и лагерях
8514040 Сопутствующие санаторно-курортные услуги
8519000 Услуги по охране здоровья человека прочие
8519010 Услуги, предоставляемые акушерками, медицинскими сестрами, физиотерапевтами-операторами и вспомогательным медицинским персоналом прочим [8519100]-[8519190]
8519020 Услуги автомобильной скорой помощи и воздушного санитарного транспорта
8519030 Услуги массажистов и специалистов по лечебной физкультуре [8519201]-[8519203]
8519040 Услуги по лечению и устранению    дефектов речи [8519221]-[8519224]
8519050 Услуги по лечению с использованием иглоукалывания и прочих методов рефлексотерапии
8519060 Услуги банков крови и учреждений, специализирующихся по трансплантации органов и тканей
8519090 Услуги по охране здоровья человека прочие, не включенные в другие группировки [8519400]-[8519520]
 
 
 
 
Таблица 3. Лицензирование патологической анатомии, судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертизы, 1996-2007 годы
(комментарий автора написан курсивом)
 
 
№ п/п
Патологическая анатомия
Судебно-медицинская экспертиза
Судебно-психиатрическая экспертиза
1
2
3
4
2
Нормативный акт издан - 01.07.1996
1. Основная медицинская деятельность
1.3. Диагностика:
Лабораторная:
- Цитологическая.
- Клинико-морфологическая (гистологическая).
Патологоанатомическая.
 
 
 
Всего - 3
1.11. Экспертная медицинская деятельность.
Судебно-медицинская экспертиза:
- Судебно-медицинская экспертиза трупов.
- Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.
- Судебно-гистологическая экспертиза.
- Судебно-биологическая экспертиза.
- Генетическая экспертиза.
- Судебно-химическая экспертиза.
- Медико-криминалистическая экспертиза.
- Спектрографическая экспертиза.
- Биохимическая экспертиза.    
   Всего - 9
Экспертиза психиатрическая.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Всего - 1
3
Нормативный акт издан - 29.04.1998
10. Экспертная медицинская деятельность:
10.7. Экспертиза патологоанатомическая.
3. Диагностика:
3.1. Лабораторная диагностика:
3.1.7. Клинико-морфологические (гистологические) исследования.
3.1.12. Цитологические исследования.
3.3. Патологоанатомическая диагностика.
Всего - 4
10.12. Судебно-медицинская экспертиза:
10.12.1. Биохимическая экспертиза.
10.12.2. Генетическая экспертиза.
10.12.3. Медико-криминалистическая экспертиза.
10.12.4. Спектрографическая экспертиза.
10.12.5. Судебно-биологическая экспертиза.
10.12.6. Судебно-гистологическая экспертиза.
10.12.7. Судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц.
10.12.8. Судебно-медицинская экспертиза трупов.
10.12.9. Судебно-химическая экспертиза.
Всего - 9
10.8. Экспертиза психиатрическая.
 
 
 
 
 
 
 
Всего - 1
4
Нормативный акт издан - 21.05.2001
Экспертная медицинская деятельность
Экспертиза патологоанатомическая
Диагностика
 Лабораторная диагностика
     цитологические исследования
     цитохимические исследования
Патологоанатомическая диагностика
 
 
 
 
Всего - 4
Судебно-медицинская экспертиза
биохимическая экспертиза
генетическая экспертиза
медико-криминалистическая экспертиза
спектрографическая экспертиза
судебно-биологическая экспертиза
судебно-гистологическая экспертиза
судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел
судебно-медицинская экспертиза потерпевших, обвиняемых и других лиц
судебно-медицинская экспертиза трупов  
Всего - 9
Экспертиза судебно-психиатрическая
 
 
 
 
 
 
Всего - 1
5
Нормативный акт издан - 26.07.2002
01. Доврачебная помощь
 
 
 
 
 
06.    Прочие работы и услуги
06.017    работы и услуги   по   судебно-психиатрической экспертизе  (лицензирование осуществляет Минздрав РФ)
 06.017.1 однородная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
 06.017.2 однородная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза
 06.017.3 комплексная амбулаторная судебно-психиатрическая экспертиза
(психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая)
06.017.4 комплексная стационарная судебно-психиатрическая экспертиза
(психолого-психиатрическая, сексолого-психиатрическая)
 
 
 
Всего - 4
01.025 работы и услуги по специальности гистология
 
05. Стационарная помощь, в том числе в   условиях   дневного стационара
05.017 работы и услуги по специальности патологическая анатомия
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Всего - 2
01.027   работы и услуги по   специальности судебно-медицинская экспертиза   (лицензирование осуществляет   Минздрав РФ)
 
 
06.   Прочие работы и услуги
06.010 судебно-медицинская экспертиза (лицензирование осуществ-ляет Минздрав РФ):
06.010.1 судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа
06.010.2 судебно-медицинская экспертиза и обследование потерпевших, обвиняемых и других лиц
06.010.3 судебно-медицинская экспертиза по материалам уголовных и гражданских дел
06.010.4 судебно-медицинская   экспертиза   вещественных доказа-тельств и   исследования биологических объектов
- судебно-биологическая
- судебно-цитологическая
- генетическая
- медико-криминалистическая
- спектрографическая
- судебно-химическая
- биохимическая
- химико-токсикологическая
- судебно-гистологическая
Всего - 13
6
Нормативный акт издан - 22.01.2007
Работы (услуги) по:
гистологии
патологической анатомии
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Всего - 2
судебно-медицинской экспертизе
судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств   и   исследованию биологических объектов:
биохимической
генетической
медико-криминалистической
спектрографической
судебно-биологической
судебно-гистологической
судебно-химической
судебно-цитологической
химико-токсикологической
судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа
судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц
Всего - 11
судебно-психиатрической экспертизе:
однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе
судебно-психиатрической экспертизе:
однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе
комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе (психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической)
 
 
 
Всего - 4
7
Нормативный акт издан - 10.05.2007
Работы (услуги), выполняемые:
 
1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи по:
судебно-медицинской экспертизе;
 
2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
судебно-медицинской экспертизе;
судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследования биологических объектов, в том числе:
биохимической;
генетической;
медико-криминалистической;
спектрографической;
судебно-биологической;
судебно-гистологической;
судебно-химической;
судебно-цитологической;
химико-токсикологической;
судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа;
судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц;
судебно-психиатрической экспертизе, в том числе:
однородной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе;
комплексной амбулаторной судебно-психиатрической экспертизе;
 
3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе:
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
патологической анатомии;
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Всего - 1
судебно-медицинской экспертизе;
судебно-медицинской экспертизе   вещественных доказательств и исследованию биологических объектов, в том числе:
биохимической;
генетической;
медико-криминалистической;
спектрографической;
судебно-биологической;
судебно-гистологической;
судебно-химической;
судебно-цитологической;
химико-токсикологической;         
судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа;
судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц;
Всего  - 23
судебно-психиатрической экспертизе, в том числе:
однородной стационарной судебно-психиатрической экспертизе;
комплексной стационарной судебно-психиатрической экспертизе
(психолого-психиатрической, сексолого-психиатрической);
Всего - 2
 


[1]Наименование закона позднее изменено на Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» (см. Закон РФ N 4741-I от 02.04.1993 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР").
[2]Постановление Правительства РФ № 41 от 23.01.1992 "О мерах по выполнению Закона РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР"; Приказы Минздрава РФ № 93 от 20.03.1992 "О мерах по выполнению Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в РФ" и № 148 от 28.06.1993 "О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений".
[3] Письмо Главного судебно-медицинского эксперта МЗ РФ № 1653 (01-01) от 20.12.1993; «Временное положение о лицензировании и аккредитации судебно-медицинских учреждений, предприятий и частных лиц в системе судебно-медицинской службы России» 1994 года (62 страницы).
 [4] См. приказ Минздравсоцразвития РФ № 40 от 27.01.2006 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ".
[5] Подробнее см.: А.К. Семячков. Лицензирование медицинской деятельности. Нормативные новации. Тюменская медицина, 11.05.2007, № 8 (97), с. 6-7.
[6] Подробнее см.: А.К. Семячков. «Заблудившееся лицензирование». Тюменская медицина, 28.08.2007, № 13 (102), с. 4-5.
[7] Отраслевой стандарт ОСТ 91500.01.0003-2000 «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения» (утв. приказом Минздрава РФ № 301 от 31.07.2000).
[8] Федеральный закон № 15-ФЗ от 10.01.2003 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
 [9] Подробнее см.: А.К. Семячков. Независимая медицинская экспертиза. Закон и реалии. Медицина и фармация, 2007, № 4-5, с. 29-34.
[10] Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения РФ. Приложение 1 к приказу МЗ РФ № 337 от 27.08.1999 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ».
[11] Перечень соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов. Приложение 2 к приказу МЗ РФ № 337 от 27.08.1999 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ».
[12] Приказ Минздрава РФ № 385 от 22.10.2001 "Об утверждении отраслевой статистической отчетности".
[13] Подробнее см.: А.К. Семячков. Образование, специальность и должность судебно-медицинского эксперта. Медицина и фармация, 2007, № 2, с. 28-38.