МЕХАНИЗМЫ СОБЛЮДЕНИЯ СРОКОВ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗ


Опубликовано: Сборник «Материалы III Всероссийского съезда судебных медиков». Часть I. Саратов, 1992. С. 27-30.
А.К.Семячков
 
 Тюмень
 
 
Снижение сроков производства экспертиз является важнейшей (наряду с повышением их качества) задачей судебно-медицинской службы. В настоящее время систематически учитываются сроки про­изводства экспертиз в некоторых областных бюро, отдельными лабо­раторными подразделениями на республиканском уровне, но в целом, если иметь в виду всю судебно-медицинскую службу, эта работа но­сит фрагментарный характер. Это связано с тем, что не разработаны и не предусмотрены государственной статистикой соответствующие показатели, не разработаны нормативные сроки производства различ­ных видов экспертиз, отсутствуют единые методические подходы к организации контроля за сроками производства экспертиз.
Мы излагаем основные рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы в этом направлении.
Контролю подлежат все без исключения экспертизы (исследова­ния). Для организации контроля следует регистрировать все необхо­димые даты: поступления в Бюро или его подразделения постановле­ний (сопроводительных отношений) и объектов для производства экс­пертиз, поручения производства экспертизы заведующим отделением (отделом) конкретному эксперту (-ам), начала исследования, взятия (у живого лица или трупа) объектов и отправки их в лабораторию, получения результатов лабораторных исследований, заявления хода­тайств, сообщений о недостаточности представленных материалов, запросов в лечебно-профилактические учреждения по поводу медицин­ской документации, получения ответов на   ходатайства, сообщения и запросы, окончания исследования, оформления заключения (акта), проверки его заведующим подразделением, поступления заключения на выдачу (или отправки его следователю). Для регистрации дат можно приспособить журналы и заключения (акты) утвержденной формы.
Мы различаем контроль профилактический, текущий и периодичес­кий.
Профилактический и текущий контроль заключается в ежедневном выявлении среди неоконченных экспертиз просроченных, установле­нии причин задержки и их устранении, информировании об этом за­интересованных лиц. Информация не снимается с контроля до устра­нения причин (окончания экспертизы). Причина задержки может быть поставлена в вину сотрудникам экспертного учреждения (лаборант, эксперт, заведующий отделением или отделом, заместитель по экс­пертной работе, начальник) или не зависеть от них (поломка обо­рудования, отсутствие реактивов и сывороток, командировка, от­пуск или болезнь эксперта, длительность доставки почтой объектов из района в областной центр и результатов дополнительных иссле­дований из лаборатории в район, отсутствие ответа на запрос и т.п.).
Профилактический контроль направлен на предупреждение несво­евременного выполнения экспертизы. Контролируется какой-либо этап выполнения экспертизы. Например, момент, когда само исследование закончено (получены все необходимые материалы и лабораторные ре­зультаты по живому лицу или трупу) и начато окончательное маши­нописное оформление заключения, которое должно быть произведено в трехдневный срок. Рационально контролировать этап, на котором чаще всего задерживается выполнение экспертиз.
Текущий контроль состоит в выявлении экспертиз, не законченных в установленный срок, и направлен на скорейшее завершение их.
Периодический контроль учитывает среди законченных за какой-либо период времени экспертиз просроченные: за месяц - для объек­тивного определения месячного вознаграждения (по коэффициенту трудового участия, на аренде), за три месяца - для установления размера квартальной премии, за год - для анализа работы (годовым отчетом Бюро эти данные не предусмотрены). Результаты периодичес­кого контроля выражаются единым показателем: процент экспертиз, выполнявшихся более установленного срока. Универсальность пока­зателя позволяет использовать его для отдельных видов экспертиз, любого эксперта, подразделения, экспертного учреждения, судебно-медицинской службы республики. С его помощью можно объективно вы­явить наиболее экспрессные (при массовом применении) методы ис­следования, лучших экспертов, передовые бюро и отделения. Разу­меется, что при этом следует учитывать и качество экспертиз.
На сегодняшний день судебно-медицинская служба не готова к внедрению такой системы контроля за сроками экспертиз по двум причинам.
Одна из них является объективной и состоит в отсутствии нор­мативных сроков производства для каждого вида экспертиз. Месяч­ный срок, регламентированный Инструкцией о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР, может служить только в качестве ориентировочного верхнего предела. Мы в своем Бюро придерживаем­ся сроков, установленных на основании внутриучрежденской догово­ренности. Для установления нормативов не обязательно проводить громоздкие хронометрические исследования. Достаточно включить в годовой отчет Бюро (или аналитическую информацию) показатель сро­ков производства экспертиз, но в другом виде: среднее время вы­полнения экспертизы. Этот показатель должен определяться для от­дельных видов экспертиз или их однородных групп. Он исчисляется как среднее арифметическое от деления суммарного времени, затраченного на выполнение интересующей нас группы экспертиз, на количество этих экспертиз. Бюро, показавшие минимальные сроки, проверяются в плановом порядке. Если наилучшие показатели дос­тигнуты при удовлетворительном качестве экспертиз, то они призна­ются оптимальными и утверждаются как нормативные для всей респуб­лики. Таким образом, можно за 1-2 года создать нормативы для всех видов (групп) экспертиз и затем перейти к универсальному пока­зателю: процент экспертиз, выполнявшихся более нормативного срока.
Другая причина субъективна и заключается в психологически объяснимом неприятии большинством из нас каких-либо объективных оценок собственной деятельности. Преодоление субъективного момен­та может быть ускорено административным внедрением сверху дан­ной или другой системы контроля за сроками производства экспертиз как обязательной.