МЕХАНИЗМЫ СОБЛЮДЕНИЯ СРОКОВ ПРОИЗВОДСТВА ЭКСПЕРТИЗ
Опубликовано: Сборник «Материалы III Всероссийского съезда судебных медиков». Часть I. Саратов, 1992. С. 27-30.
А.К.Семячков
Тюмень
Снижение сроков производства экспертиз является важнейшей (наряду с повышением их качества) задачей судебно-медицинской службы. В настоящее время систематически учитываются сроки производства экспертиз в некоторых областных бюро, отдельными лабораторными подразделениями на республиканском уровне, но в целом, если иметь в виду всю судебно-медицинскую службу, эта работа носит фрагментарный характер. Это связано с тем, что не разработаны и не предусмотрены государственной статистикой соответствующие показатели, не разработаны нормативные сроки производства различных видов экспертиз, отсутствуют единые методические подходы к организации контроля за сроками производства экспертиз.
Мы излагаем основные рекомендации, основанные на многолетнем опыте работы в этом направлении.
Контролю подлежат все без исключения экспертизы (исследования). Для организации контроля следует регистрировать все необходимые даты: поступления в Бюро или его подразделения постановлений (сопроводительных отношений) и объектов для производства экспертиз, поручения производства экспертизы заведующим отделением (отделом) конкретному эксперту (-ам), начала исследования, взятия (у живого лица или трупа) объектов и отправки их в лабораторию, получения результатов лабораторных исследований, заявления ходатайств, сообщений о недостаточности представленных материалов, запросов в лечебно-профилактические учреждения по поводу медицинской документации, получения ответов на ходатайства, сообщения и запросы, окончания исследования, оформления заключения (акта), проверки его заведующим подразделением, поступления заключения на выдачу (или отправки его следователю). Для регистрации дат можно приспособить журналы и заключения (акты) утвержденной формы.
Мы различаем контроль профилактический, текущий и периодический.
Профилактический и текущий контроль заключается в ежедневном выявлении среди неоконченных экспертиз просроченных, установлении причин задержки и их устранении, информировании об этом заинтересованных лиц. Информация не снимается с контроля до устранения причин (окончания экспертизы). Причина задержки может быть поставлена в вину сотрудникам экспертного учреждения (лаборант, эксперт, заведующий отделением или отделом, заместитель по экспертной работе, начальник) или не зависеть от них (поломка оборудования, отсутствие реактивов и сывороток, командировка, отпуск или болезнь эксперта, длительность доставки почтой объектов из района в областной центр и результатов дополнительных исследований из лаборатории в район, отсутствие ответа на запрос и т.п.).
Профилактический контроль направлен на предупреждение несвоевременного выполнения экспертизы. Контролируется какой-либо этап выполнения экспертизы. Например, момент, когда само исследование закончено (получены все необходимые материалы и лабораторные результаты по живому лицу или трупу) и начато окончательное машинописное оформление заключения, которое должно быть произведено в трехдневный срок. Рационально контролировать этап, на котором чаще всего задерживается выполнение экспертиз.
Текущий контроль состоит в выявлении экспертиз, не законченных в установленный срок, и направлен на скорейшее завершение их.
Периодический контроль учитывает среди законченных за какой-либо период времени экспертиз просроченные: за месяц - для объективного определения месячного вознаграждения (по коэффициенту трудового участия, на аренде), за три месяца - для установления размера квартальной премии, за год - для анализа работы (годовым отчетом Бюро эти данные не предусмотрены). Результаты периодического контроля выражаются единым показателем: процент экспертиз, выполнявшихся более установленного срока. Универсальность показателя позволяет использовать его для отдельных видов экспертиз, любого эксперта, подразделения, экспертного учреждения, судебно-медицинской службы республики. С его помощью можно объективно выявить наиболее экспрессные (при массовом применении) методы исследования, лучших экспертов, передовые бюро и отделения. Разумеется, что при этом следует учитывать и качество экспертиз.
На сегодняшний день судебно-медицинская служба не готова к внедрению такой системы контроля за сроками экспертиз по двум причинам.
Одна из них является объективной и состоит в отсутствии нормативных сроков производства для каждого вида экспертиз. Месячный срок, регламентированный Инструкцией о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР, может служить только в качестве ориентировочного верхнего предела. Мы в своем Бюро придерживаемся сроков, установленных на основании внутриучрежденской договоренности. Для установления нормативов не обязательно проводить громоздкие хронометрические исследования. Достаточно включить в годовой отчет Бюро (или аналитическую информацию) показатель сроков производства экспертиз, но в другом виде: среднее время выполнения экспертизы. Этот показатель должен определяться для отдельных видов экспертиз или их однородных групп. Он исчисляется как среднее арифметическое от деления суммарного времени, затраченного на выполнение интересующей нас группы экспертиз, на количество этих экспертиз. Бюро, показавшие минимальные сроки, проверяются в плановом порядке. Если наилучшие показатели достигнуты при удовлетворительном качестве экспертиз, то они признаются оптимальными и утверждаются как нормативные для всей республики. Таким образом, можно за 1-2 года создать нормативы для всех видов (групп) экспертиз и затем перейти к универсальному показателю: процент экспертиз, выполнявшихся более нормативного срока.
Другая причина субъективна и заключается в психологически объяснимом неприятии большинством из нас каких-либо объективных оценок собственной деятельности. Преодоление субъективного момента может быть ускорено административным внедрением сверху данной или другой системы контроля за сроками производства экспертиз как обязательной.