Образование, специальность и должность судебно-медицинского эксперта


Анатолий Семячков, заместитель по экспертной работе начальника ГУ Тюменской области «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы»
 
 
Лицензирование медицинской деятельности началось с закона РФ № 1499-I от 28.06.1991 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации",  Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993, приказа Минздрава РФ № 148 от 28.06.1993 "О лицензировании и аккредитации медицинских учреждений", Гражданского кодекса РФ (1.01.1995, ст. 49), Федерального закона № 128-ФЗ от 8.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (п. 1.96 ст. 17).
Территориальные бюро судебно-медицинской экспертизы успешно прошли в 90-х годах первую волну лицензирования. Второй заход оказался более тернистым, так как 4.07.2002 в Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое постановлением  Правительством РФ № 499,  были включены две новации, отсутствовавшие в предыдущем документе[1] и оказавшиеся проблемными.
1. Положение требовало показать принадлежность используемых помещений на праве собственности или на ином законном основании (п. 4-а). Отсутствие такового застало большинство бюро врасплох, так как морги больниц вне областного (краевого) центра эксплуатировались городскими, районными и межрайонными отделениями на «птичьих» основаниях. Разрешение вопроса связано с непростыми согласованиями и оформлениями на уровне больниц и районных комитетов по имуществу, областных департаментов здравоохранения и госимущества. Но у этой работы есть чёткая юридическая перспектива, регламентированная Гражданским кодексом РФ (глава 34 «Аренда», § 4 «Аренда зданий и сооружений», глава 36 «Безвозмездное пользование»).
2. Другая проблема обусловлена лицензионными требованиями и условиями к сотрудникам бюро (п. 4-г Положения): «наличие в штате (здесь и далее выделено автором) работников (врачей, среднего медицинского персонала, инженерно-технических работников и др.), имеющих высшее или среднее специальное, дополнительное образование и специальную подготовку, соответствующие требованиям и характеру выполняемых работ и предоставляемых услуг…». Именно кадровые условия завязали не один узелок в единой цепочке «образование, специальность, должность судебно-медицинского эксперта», так как нормативные акты, их регулирующие и действовавшие в разные годы, противоречивы, непоследовательны, не стыкуются между собой.
Проанализируем кадровую проблему с правовой точки зрения на примере сотрудников бюро с высшим (медицинским, фармацевтическим и иным) образованием, занимающих экспертные должности.
 
Лицензируемые работы и услуги
 
Начнём с номенклатуры лицензируемых работ и услуг, утверждённой приказом Минздрава РФ № 238 от 26.07.2002 "Об организации лицензирования медицинской деятельности" (см. в табл. 1 столбцы 2 и 3).
Обратим внимание на множественность судебно-медицинских работ (услуг), на совпадение большинства из них с наименованием структурных подразделений бюро (столбец 4). Лишь наименования городских, районных и межрайонных отделений,  отдела сложных экспертиз отличаются от наименований лицензируемой деятельности (строки 6, 7 и 8). Каждое подразделение бюро претендует на один вид лицензионных работ (услуг), за исключением городских, районных и межрайонных отделений (строки 6 и 7), которые «закрывают» по две лицензии - по трупам и живым лицам. Есть лицензии, которые не «приложишь» ни к одному подразделению – доврачебная помощь и химико-токсикологическая экспертиза (строки 3 и 17). Осталось без «своей» лицензии судебно-бактериологическое отделение.
 
Вузовское профессиональное образование
 
Федеральный закон № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» разрешил занимать должность эксперта гражданину РФ, имеющему высшее профессиональное образование. Выпускники каких факультетов могут стать судебно-медицинскими экспертами (после соответствующей дополнительной подготовки)? В этом отношении позиция Минздрава неоднократно колебалась (см. табл. 2). В 1956-1998 годах это разрешалось выпускникам лечебно-профилактических, педиатрических и фармацевтических факультетов и институтов (строки 2, 3 и 4). В 1998 году приказом № 131 (строка 5) этот перечень был максимально расширен, вплоть до выпускников естественнонаучных факультетов. Торжествовали судебные медики лишь два года. Отмена в 2000 году приказа № 131 отбросила нас не на прежние позиции, а на более худшие. Письмами медицинского ведомства (строка 6) образовательный спектр для судебно-медицинских экспертов был сужен до выпускников лечебных факультетов (институтов).
 
Специальность (специалист)
 
Между вузовским образованием и занимаемой должностью имеется ещё один «узелок», называемый «специальностью», получаемой в послевузовском периоде. Для обеспечения работы бюро судебно-медицинской экспертизы нужны специалисты примерно 10 видов, различающиеся не только по содержанию подготовки, но и названию специальности.
Для судебных медиков Минздрав оставил единственную специальность - «судебно-медицинская экспертиза» (см. табл. 3). Трудно понять логику ведомства, предлагающего многообразную работу бюро обеспечивать одной специальностью, игнорируя реально существующее разделение труда, без которого бюро судебно-медицинской экспертизы просто не смогли бы выполнять лицензируемые виды работ (услуг). Минздрав отстал от фактического состояния дел судебно-медицинской службы лет на сто.
 
Должность
 
У судебных медиков нет сомнений в том, что номенклатура экспертных должностей бюро должна тоже отражать сложившиеся реалии и примерно соответствовать разнообразию выполняемых работ. Поэтому руководители судебно-медицинской службы неоднократно «проводили» через Минздрав посвящённые своей службе приказы с «многоликой» должностной номенклатурой (см. в табл. 4 строки 2, 3, 4, 6 и 7). Но медицинское ведомство всегда стремилось в противоположном направлении и в приказах, регламентирующих номенклатуру для всех медицинских учреждений, оставляло для бюро судебно-медицинской экспертизы только одну должность – «врач – судебно-медицинский эксперт» (строка 5). В этой неравной борьбе Минздрав победил окончательно в 1999 году (строка 8).
Попутно и как не имеющее отношения к основной нашей теме, отметим, что многолетняя чехарда с наименованиями должностей отразилась на кандидатах в пенсионеры. Лица, принятые на должности, например, «судебно-медицинский эксперт» или «судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)», через десятки лет обнаружили, что не имеют права на пенсию за выслугу лет, так как и в пенсионном законодательстве по отношению к судебным медикам восторжествовала линия Минздрава на универсализацию должностных названий. Выручило пенсионеров, отдавших судебной медицине много лет, Постановление Минтруда РФ № 64 от 3.10.2002 "Об установлении тождества наименований должностей "судебно-медицинский эксперт", "судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)" и "эксперт бюро судмедэкспертизы" наименованию должности "врач - судебно-медицинский эксперт". Это постановление закрыло прошлые «прегрешения», но не дало индульгенцию на будущее.
Как, не отклоняясь от генеральной линии Минздрава, разнообразить наименования должностей, обеспечивающих выполнение лицензируемых работ и услуг? Компромиссный вариант таков: к универсальному наименованию должности добавлять название отделения, например, врач–судебно-медицинский эксперт судебно-биологического отделения, судебно-гистологического отделения и т.д. Тогда в наименовании должности будет отражена специфика работы врача.
Эту специфику не удастся отразить в тех случаях, когда наименование структурного подразделения не совпадает с наименованием выполняемых в нём работ и услуг, например, врач–судебно-медицинский эксперт городского, районного и межрайонного отделения, отдела сложных экспертиз.
 
Развязывать ли «узелки»?
 
Таким образом, в настоящее время Минздрав выстроил для судебно-медицинской службы жёсткую кадровую схему: выпускник лечебного факультета с квалификацией по диплому «врач», получив дополнительную подготовку по специальности «судебно-медицинская экспертиза», занимает в бюро судебно-медицинской экспертизы должность «врач - судебно-медицинский эксперт»[2]. Получается, что кадры со столь одинаковой подготовкой должны обеспечить всё богатство лицензируемых работ и услуг. Алогичная унифицированность непонятна в том числе и Росздравнадзору, на который возложена организация лицензирования медицинской деятельности[3]. Сотрудники Центральной комиссии по лицензированию медицинской деятельности, которые обязаны придерживаться буквы ведомственного нормотворчества, требуют от лицензиата[4] документы о повышении квалификации не просто по судебно-медицинской экспертизе, а применительно к структурному подразделению бюро, в котором работает врач, то есть по медицинской криминалистике, генетике, судебной биологии, биохимии и т.д. Это правильно по духу выполняемой работы. Но с формальной стороны: «Как можно требовать повышения квалификации по специальности, которой нет в номенклатуре специальностей?» Поэтому не может быть никаких сомнений в том, что эту несообразность нужно устранять.
 
Как развязывать?
 
Надо отдать должное Минздраву в этой части – технология «развязывания» детально расписана в приказе № 393 от 2.11.1999 «О порядке внесения изменений в номенклатуру специальностей». И судебным медикам легко будет обосновывать свои предложения: мы ратуем не за вновь нарождающиеся специальности, а устраняем дикое несоответствие между реальным и давно сложившимся многообразием работ (услуг) и унылым  единообразием в номенклатуре специальностей.
Самый главный вопрос – сколько и какие специальности предложить, их наименование.
Воспользуемся тем, что приказ № 393 ввёл в оборот новые понятия:
1. основная специальность – часть специальности по диплому, в рамках которой она создается, предполагает получение более углубленных профессиональных знаний в сфере деятельности по профилю этой специальности;
2. специальность, требующая углубленной подготовки - часть основной специальности, предполагающая дальнейшее углубление знаний и умений в избранной области профессиональной деятельности.
С учётом этого мы полагаем, что следует оставить специальность «судебно-медицинская экспертиза» в качестве основной, предложив специальности, требующие углубленной подготовки (см. в табл. 5 вариант I). Можно попытаться предложить второй и третий варианты – с увеличением количества основных специальностей. Но он явно безнадёжен, так как Минздрав не пойдёт на это в столь узкой и малочисленной отрасли как судебно-медицинская. Это можно понять из решения коллегии МЗ РФ «О номенклатуре специальностей врачей и провизоров в системе здравоохранения Российской Федерации» (протокол № 7 от 6.04.1999).
 
Послевузовское профессиональное образование
 
К предложениям о внесении изменений в номенклатуру должен прилагаться паспорт специальностей, содержащий, наряду с другими, следующие сведения:
положение о специалисте;
квалификационная характеристика специалиста;
учебные планы и профессионально-образовательные программы подготовки в интернатуре, ординатуре;
образовательные программы профессиональной переподготовки;
профессионально-квалификационные требования для аттестации специалистов на высшую, первую и вторую квалификационные категории;
тестовые задания для проведения квалификационного экзамена на получение сертификата специалиста и для аттестации.
Это самые объёмные из требуемых документов, но они все имеют наработанные аналоги в учреждениях, занимающихся последипломным образованием (Российский центр судебно-медицинской экспертизы, кафедры судебной медицины факультетов, институтов, университетов и академий), в территориальных бюро судебно-медицинской экспертизы, где серьёзно поставлена кадровая служба, в приказах Минздрава, в том числе и не действующих.
В качестве личного вклада предлагаю тестовые задания по теме «Организационные и правовые основы судебно-медицинской службы», содержащие около 1000 вопросов по базе данных, включающих 10 федеральных законов и 10 приказов Минздрава. Эти задания могут войти в программу подготовки по основной специальности и всем специальностям, требующим углублённой подготовки (табл. 5).
Существенным является вопрос о формах послевузовской профессиональной подготовки. Несмотря на путаницу в этом вопросе  практика в настоящее время ориентируется на федеральный закон № 125-ФЗ от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (см. в табл. 6 строку 6), который для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, оставил единственную форму - первичная годичная послевузовская подготовка (интернатура). Приказом № 337 Минздрав РФ (строка 8) установил соответствие между видом специальности (основная или требующая углублённой подготовки) и формами послевузовской профессиональной подготовки:
Специальность
Формы вузовской профессиональной подготовки
Профессиональная переподготовка
Интернатура
Ординатура
Аспирантура
основная
 
+
+
+
требующая углублённой подготовки
+
 
+
+
«Судебно-медицинская экспертиза» как единственная специальность судебных медиков может быть только основной. Следовательно, Минздрав исключает для нас профессиональную переподготовку и оставляет интернатуру, ординатуру и аспирантуру.
Если добиваться пересмотра номенклатуры за счёт специальностей, требующих углублённой подготовки, то получается, что они могут быть освоены за счёт ещё одного года профессиональной переподготовки или ординатуры. Чтобы не удлинять путь к сертификату, третий вариант расширения является более предпочтительным (см. табл. 5).
 
Кто возьмётся?
 
Приказ № 393 разрешает вносить предложения по изменению номенклатуры руководителям органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, руководителям научных, образовательных медицинских учреждений, профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций. В нашем случае инициатором должен выступить Российский центр судебно-медицинской экспертизы, под руководством которого возможно провести огромную подготовительную работу. Дополнительным «подписантом» может стать Российская медицинская ассоциация. Эти две структуры в состоянии провести свои предложения через экспертную группу Совета по кадровой политике при Министре здравоохранения Российской Федерации и превратить их в желанный приказ.
 
 
А что с остальными специалистами?
 
Даже после внесения изменений в номенклатуру остаются лица с высшим образованием, которые могут быть полезны территориальным бюро судебно-медицинской экспертизы для полного закрытия всех работ и услуг, как традиционно лицензируемых, так и выходящих за пределы обычного круга, например, патологическая анатомия, рентгенология, бактериология, вирусология и т.д. В Тюменском областном бюро работает на экспертных должностях 15 человек с высшим образованием, не имеющих сертификата по судебно-медицинской экспертизе или получившие его благодаря правовой неразберихе прошлых лет, например, рентгенолог, патологоанатомы, провизоры, химики, биологи и даже преподаватели биологии и химии. Эти люди за много лет достигли высокой квалификации и соответствуют по содержанию и уровню подготовки занимаемой должности. Но остаются «вне закона».
Выход может быть только в том, чтобы дополнить Номенклатуру должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения (Приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения РФ, утверждённому приказом Минздрава РФ № 377 от 15.10.1999). Для Бюро судебно-медицинской экспертизы ввести дополнительно две должности:
1. «врач-эксперт» - для лиц с квалификацией по диплому «врач», не имеющих сертификата по специальности «судебно-медицинская экспертиза» (см. в табл. 7 строку 15) или права на его получение (строки 16-18, 20 и 21);
2. «эксперт» - для лиц с высшим профессиональным образованием, не имеющим врачебной квалификации по диплому (строки 3-8, 10, 12, 13 и 19).
 
 
Таблица 1. Номенклатура лицензируемых работ (услуг) и структура бюро
 
№ п/п
Лицензируемые работы (услуги)
 Код1 и наименование2
Подразделения территориального
 бюро судебно-медицинской экспертизы11
Предлагаемая номенклатура работ (услуг)12
1
2
3
4
2
01 Доврачебная помощь3
 
 
3
01.027    работы и   услуги   по   специальности   судебно-медицинская экспертиза    (лицензирова-ние осуществляет МЗ РФ)
 
 
 
4
06 . Прочие работы и услуги
 
06. Прочие работы и услуги
5
06.010 судебно-медицинская экспертиза4 (лицензирование осуществляет МЗ РФ):
 
06.010    судебно-медицинское исследование:
6
06.010.1 судебно-медицинская экспертиза и исследование трупа
отдел судебно-медицинской экспертизы трупов
городские, районные и межрайонные отделения
 06.010.1 трупа
7
06.010.2 судебно-медицинская экспертиза и обследование5 потерпевших, обвиняемых и других лиц6
отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц
городские, районные и межрайонные отделения
06.010.2 живого лица
8
06.010.3 судебно-медицинская экспертиза по материалам   уголовных и гражданских дел7
от дел сложных экспертиз
 
9
06.010.4 судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств и исследования биологических объектов8
отдел судебно-медицинской экспертизы вещественных доказательств 
 
10
- судебно-биологическая9
судебно-биологическое отделение
06.010.3 биологическое
11
- судебно-цитологическая
судебно-цитологическое отделение
06.010.4 цитологическое
12
- генетическая
молекулярно-генетическая лаборатория
06.010.5 молекулярно-генетическое
13
- медико-криминалистическая
медико-криминалистическое отделение
06.010.6 медико-криминалистическое
14
- спектрографическая
спектральная лаборатория
06.010.7 спектрографическое
15
- судебно-химическая
судебно-химическое отделение
06.010.8 химическое
16
- биохимическая
судебно-биохимическое отделение
06.010.9 биохимическое
17
- химико-токсикологическая10
 
 
18
- судебно-гистологическая
судебно-гистологическое отделение
06.010.10 гистологическое
19
 
судебно-бактериологическое отделение
 
 
Примечания и предложения автора, не имеющие отношения к рассматриваемой «кадровой» теме:
1 Приказом Минздравсоцразвития РФ № 141 от 10.03.2006 код 01.028 изменён на 01.027, в кодах 06.020 и последующих «2» заменена на «1».
2 Неясно, почему в одних работах и услугах слово «судебно-» присутствует (строки 3-11, 15 и 18), в других - отсутствует (строки 12, 13, 14, 16 и 17).
3 Совершенно непонятно выполнение работ и услуг на доврачебном уровне по специальности «судебно-медицинская экспертиза, которой может владеть только врач.
4Термин «экспертиза» в строках 5-9 не нужен, достаточно термина «исследование». Выполнение назначенной в соответствии с законом судебно-медицинской экспертизы не нуждается в лицензировании, но невозможно без лицензии на судебно-медицинские исследования. Ни одно право (уголовное, гражданское, административное, таможенное), где применяется экспертиза, не упоминает о лицензии как условии назначения и проведения экспертизы.
5 Термин «обследование» корректней заменить более универсальным – «исследование».
6 Термины «потерпевшие, обвиняемые и другие лица» используются только в УПК РФ, термин «потерпевший» - в КоАП РФ. Поэтому желателен более универсальный термин «живое лицо», используемый в законе «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ».
7 Решением Верховного Суда РФ № ГКПИ04-738 от 23.06.2004 и Определением Кассационной коллегии Верховного Суда РФ № КАС04-451 от 16.09.2004  этот пункт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу. До сих пор не отменён приказом Минздрава РФ.
8 Термин «вещественные доказательства» используется только в праве (уголовное, гражданское, административное, таможенное), где применяется экспертиза.  Бюро выполняют огромное количество судебно-медицинских исследований вне рамок этого законодательства. Кроме того, медицинские криминалисты исследуют не только биологические объекты. Поэтому вместо терминов «вещественные доказательства» и «биологические объекты» корректней использовать выражение «биологические и иные объекты».
9 Девять работ и услуг почему-то не имеют своих кодов (строки 10-18).
10 Термин «химико-токсикологическая» сам Минздрав РФ применяет для наркологической службы – см. приказ Минздравсоцразвития РФ № 40 от 27.01.2006 "Об организации проведения химико-токсикологических исследований при аналитической диагностике наличия в организме человека алкоголя, наркотических средств, психотропных и других токсических веществ".
11 Подразделения указаны в соответствии с приказом Минздрава РФ № 385 от 22.10.2001 "Об утверждении отраслевой статистической отчетности", в котором допущены и другие наименования – отдел судебно-медицинской экспертизы живых лиц, отдел сложных судебно-медицинских экспертиз, судебно-медицинская молекулярно-генетическая лаборатория, отделение медицинской криминалистики, судебно-бактериологическое (вирусологическое) отделение.
12 С учётом этих замечаний мы предлагаем другой перечень работ и услуг (см. столбец 4).
 
  
Таблица 2. Вузовское (высшее) профессиональное образование в ведомственных нормативах (с 1956 года),
позволявшее претендовать (после соответствующей дополнительной подготовки) на должность врача - судебно-медицинским эксперта 
№ п/п Вузовское (высшее) профессиональное образование  
Ведомственные нормативы
Фарма-
цевтическое
Медицинское Естественнонаучное
Лечебное дело Педиатрия Медико-профилактическое дело Стомато-
логия
Химическое Биохим-ическое Биологи-
ческое
Физическое   Физико-химическое
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
2 Правила судебнохимической экспертизы вещественных доказательств в судебнохимических отделениях судебномедицинских лабораторий органов здравоохранения. Утв. МЗ СССР 1.12.1956. Не действуют   с 10.12.1996 (приказ Минздрава РФ № 407 "О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз"). + СХО                  
3 < >Положение о враче – судебно-медицинском эксперте. Приложение 7 к приказу Минздрава СССР № 694 от 21.07.1978 «Об утверждении Инструкции о производстве судебно-медицинской экспертизы, Положения о бюро судебно-медицинской экспертизы и других нормативных актов по судебно-медицинской экспертизе». Не действует с 22.04.1998 (приказ Минздрава РФ № 131 «О мерах по совершенствованию судебно-медицинской экспертизы»). + СХО + +              
4 < >Положение о биохимическом отделении лабораторий бюро судебно-медицинской экспертизы. Приложение 7 к приказу Минздрава РФ № 407 от 10.12.1996 "О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз". Признано утратившим силу с 14.09.2001 (приказ Минздрава РФ № 361). + БХО                  
5 < >Положение о враче – судебно-медицинском эксперте. Приложение 19 к приказу Минздрава РФ № 131 от 22.04.1998 «О мерах по совершенствованию судебно-медицинской экспертизы». Признано утратившим силу с 31.07.2000 (приказ Минздрава РФ № 297 "Об отмене приказа Минздрава России № 131 от 22.04.98"). + СХО + + +   + СХО СЛ + Б ХО + С ХО + СЛ + СЛ
6 < >Перечень врачебных и провизорских специальностей, по которым предусматривается подготовка в интернатуре. Предложен письмами Минздрава РФ № 3501/584-32  от 21.01.2000 "Об интернатуре" и Минздравсоцразвития РФ № 2374-ВС от 24.05.2005 "О подготовке специалистов в интернатуре".   +   Условные обозначения: + позволяет претендовать на работу в,
СХО – судебно-химическом отделении, БХО – биохимическом отделении,
СБО – судебно-биологическом отделении, СЛ – спектральной лаборатории.
 

Таблица 3. Номенклатура экспертных специальностей в ведомственных нормативах (с 1970 года)
 
№ п/п
Нормативные акты
Экспертные специальности
1
2
3
2
Номенклатура врачебных специальностей в учреждениях здравоохранения и территориальные уровни, на которых могут быть представлены врачи-специалисты. Приложение 1 к приказу МЗ СССР № 280 от 4.05.1970 «О номенклатуре врачебных специальностей и номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения».
До 1995 года Минздрав и должность и специальность называл одинаково – врач – судебно-медицинский эксперт. Некоторые институты (факультеты) усовершенствова-ния врачей до сих пор в разделе «специальность» сертификата пишут «врач – судебно-медицинский эксперт» вместо «судебно-медицинская экспертиза».
3
Номенклатура врачебных специальностей. Приложение 2 к Положению о порядке проведения аттестации врачей. Утв. приказ МЗ СССР № 1280 от 17.12.1981 "О мерах по дальнейшему совершенствованию аттестации врачей". Признана утратившей силу 16.02.1995 (приказ Минздравмедпрома РФ № 33).
4
Номенклатура врачебных и провизорских специальностей в учреждениях здравоохранения РФ. Приложение 2 к приказу Минздравмедпрома РФ № 33 от 16.02.1995 «Об утверждении положения об аттестации врачей, провизоров и других специалистов с высшим образованием в системе здравоохранения РФ». Признана утратившей силу 9.08.2001 (приказ МЗ РФ № 313.
 
судебно-медицинская экспертиза
(код 040121)
 
5
Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения РФ. Приложение 1 к приказу МЗ РФ № 337 от 27.08.1999 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ».
  
Таблица 4. Номенклатура экспертных должностей Бюро судебно-медицинской экспертизы в ведомственных нормативах (с 1953  года)
 
№ п/п
Нормативные акты
Экспертные должности
1
2
3
2
Номенклатура экспертных должностей в судебномедицинских учреждениях. Приложение 2 к приказу по МЗ СССР № 115 от 29.01.1953 «Об утверждении Положения о бюро судебномедицинской экспертизы и номенклатуры экспертных должностей в судебномедицинских учреждениях». Отменёна 10.04.1962 приказом МЗ СССР № 166.
судебно-медицинский эксперт
судебный химик
3
Правила судебнохимической экспертизы вещественных доказательств в судебнохимических отделениях судебномедицинских лабораторий органов здравоохранения. Утв. МЗ СССР 1.12.1956. Не действуют   с 10.12.1996 (приказ МЗ РФ № 407 "О введении в практику правил производства судебно-медицинских экспертиз").
судебный химик
судебнохимический эксперт
4
Номенклатура экспертных должностей судебномедицинской экспертизы и Штатные нормативы медицинского персонала бюро судебномедицинской экспертизы… Приложения 2 и 3 к приказу МЗ СССР № 166 от 10.04.1962 «О мерах по улучшению судебномедицинской1 экспертизы в СССР».
судебно-медицинский эксперт
судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)
судебно-медицинский эксперт-гистолог
5
Номенклатура врачебных должностей в учреждениях здравоохранения и территориальные уровни, на которых могут быть представлены врачи-специалисты. Приложение 2 к приказу МЗ СССР № 280 от 4.05.1970 «О номенклатуре врачебных специальностей и номенклатуре врачебных должностей в учреждениях здравоохранения».
врач-судебно-медицинский эксперт
6
Рекомендуемый перечень штатных должностей медицинского персонала бюро судебно-медицинской экспертизы. Приложение 6 к приказу МЗ РСФСР № 35 от 27.02.1991 "О дальнейшем развитии и совершенствовании судебно-медицинской экспертизы в РСФСР". Признан утратившим силу 22.04.1998 приказом МЗ РФ № 131.
врач судебно-медицинский эксперт по исследованию вещественных доказательств
врач - судебно-медицинский эксперт (эксперт-биолог, - физик, - криминалист)
врач - судебно-медицинский эксперт-химик
судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)
врач - судебно-медицинский эксперт (эксперт-биохимик)
врач - судебно-медицинский эксперт-гистолог
7
Типовой перечень штатных должностей медицинского и вспомогательного персонала бюро судебно-медицинской экспертизы. Приложение 20 к приказу МЗ РФ № 131 от 22.04.1998 "О мерах по совершенствованию судебно-медицинской экспертизы". Признан утратившим силу 31.07.2000 приказом МЗ РФ № 297.
врач-судебно-медицинский эксперт
врач судебно-медицинский эксперт (эксперт-физик, - криминалист)
судебно-медицинский эксперт-физик (химик)
судебно-медицинский эксперт (эксперт-химик)
врач судебно-медицинский эксперт-химик
врач судебно-медицинский эксперт-биохимик
врач судебно-медицинский эксперт-гистолог
8
Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения. Приложение 3 к Положению об оплате труда работников здравоохранения (утв. приказом МЗ РФ № 377 от 15.10.1999) и приложение 3 к приказу МЗ РФ № 160 от 24.04.2003 "О внесении изменений и дополнений в приказ МЗ  РФ № 377 от 15.10.1999".
врач-судебно-медицинский эксперт
 
 
Таблица 5. Предлагаемая номенклатура специальностей по судебно-медицинской экспертизе
 
№ п/п
Основная специальность
Специальность, требующая углубленной подготовки
 
Код
Наименование
Код
Наименование
1
2
3
4
5
Вариант I
1
040121
Судебно-медицинская экспертиза
040121.1
судебно-медицинская экспертиза трупа и живого лица
2
 
 
040121.3
судебно-биологическая экспертиза
3
 
 
040121.4
судебно-цитологическая экспертиза
4
 
 
040121.5
судебно-генетическая экспертиза
5
 
 
040121.6
судебно-медико-криминалистическая экспертиза
6
 
 
040121.7
судебно-медико-спектрографическая экспертиза
7
 
 
040121.8
судебно-химическая экспертиза
8
 
 
040121.9
судебно-биохимическая экспертиза
9
 
 
040121.10
судебно-гистологическая экспертиза
Вариант II
1
040121
Судебно-медицинская экспертиза живого лица
 
 
2
040122
Судебно-медицинская экспертиза трупа
040122.1
судебно-гистологическая экспертиза
3
040123
Судебно-биологическая экспертиза
040123.1
судебно-генетическая экспертиза
040123.2
судебно-цитологическая экспертиза
4
040124
Судебно-химическая экспертиза
040124.1
судебно-биохимическая экспертиза
5
040125
Судебно-медико-криминалистическая экспертиза
040125.1
судебно-спектрографическая экспертиза 
Вариант III
1
040121
Судебно-медицинская экспертиза трупа и живого лица
 
 
2
040122
Судебно-биологическая экспертиза
 
 
3
040123
Судебно-цитологическая экспертиза
 
 
4
040124
Судебно-генетическая экспертиза
 
 
5
040125
Судебно-медико-криминалистическая экспертиза
 
 
6
040126
Судебно-медико-спектрографическая экспертиза
 
 
7
040127
Судебно-химическая экспертиза
 
 
8
040128
Судебно-биохимическая экспертиза
 
 
9
040129
Судебно-гистологическая экспертиза
 
 
 
 
 
Таблица 6. Формы послевузовского профессионального образования в нормативных актах (с 1967 года)
 
№ п/п Формы  послевузовского профессионального образования     Нормативные акты Специализация Интернатура Ординатура Повышение квалификации Стажировка Профессиональная переподготовка Аспирантура Адъюнктура Докторантура
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
2 Постановление Совмина СССР № 130 от 10.02.1967 "Об организации, в виде опыта, одногодичной специализации (интернатуры) выпускников ряда медицинских институтов". Приказ МЗ СССР № 44 от 20.01.1982. "О мерах по дальнейшему улучшению подготовки врачебных кадров в интернатуре"   +              
3 Закон РФ № 3266-1 от 10.07.1992 "Об образовании", п. 2 ст. 25     +       + + +
4 Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан № 5487-1 от 22.07.1993, ст. 54 +   + +   + +    
5 Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов (утв. Постановлением Правительства РФ № 610 от 26.06.1995), п. 7       + + +      
6 Федеральный закон № 125-ФЗ от 22.08.1996 "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", п. 7 ст. 6   +              
7 Типовое положение о факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов организуемого в высшем медицинском (фармацевтическом) учебном заведении (утв. приказом МЗ РФ № 148 от 16.05.1997), п. 6   + + + + +     +
8 Номенклатура (классификатор) специальностей специалистов с высшим медицинским и фармацевтическим образованием в учреждениях здравоохранения РФ. Приложение 1 к приказу МЗ РФ № 337 от 27.08.1999 «О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ», примечание   + +     + +    
 
Примечание автора: Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан предложили, кроме того, что-то вроде экстернатуры (определение дано в Федеральном законе № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"), когда сертификат специалиста выдается на основании проверочного испытания, проводимого комиссиями профессиональных медицинских и фармацевтических ассоциаций, по теории и практике избранной специальности, вопросам законодательства в области охраны здоровья граждан.
 
№ п/п Высшее профессиональное образование Послевузовское профессиональное образование (строки 15-21 - специальность подготовки в интернатуре для лиц с высшим медицинским и фармацевтическим образованием) Должность, которая может быть занята Отделение, в котором может работать
Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009-20031
Классификационные признаки
Основные Дополнительные
Код Наименование укрупнённой группы специальностей и направлений подготовки2 Квалификация
К о д Наименование
1 2 3 4 5 6 7 8
2 020000 Естественные науки
3 020101 Химия                                         65 Химик   эксперт   судебно-химическое
4 020201 Биология 65 Биолог   судебно-биологическое
5 020206 Генетика 65 Генетик   молекулярно-генет. лаб.
6 020207 Биофизика                                     65  Биофизик   медико-криминалистическ.
7 020208 Биохимия                                      65 Биохимик   судебно-биохимическое
8 020209 Микробиология                                 65  Микробиолог   бактериол. (вирусолог.)
9 030000 Гуманитарные науки
10 030502 Судебная экспертиза 65 Судебный эксперт   эксперт медико-криминалистическ.
11 050000 Образование и педагогика
12 050101 Химия                                         65 Учитель химии   эксперт судебно-химическое
13 050102 Биология                                       65 Учитель биологии   судебно-биологическое
14 060000 Здравоохранение5
15 060101 Лечебное дело 65 Врач Патологическая анатомия(040113) врач-эксперт   судебно-гистологическое
Рентгенология (040118) медико-криминалистическ.
Организация здравоохранения и общественное здоровье (040120) оргметодотдел  
Послевузовской подготовки нет
16 060103 Педиатрия 65 Врач  
17 060104 Медико-профилактическое дело 65 Врач Бактериология (040301) бактериол. (вирусолог.)
Вирусология (040302) бактериол. (вирусолог.)
Послевузовской подготовки нет оргметодотдел
18 060105 Стоматология 65 Врач  
19 060108 Фармацея3 65 Провизор Фармацевтическая химия и фармакогнозия (040503) эксперт судебно-химическое судебно-биохимическое
Послевузовской подготовки нет
20 060112 Медицинская биохимия4 65 Врач-биохимик   врач-эксперт судебно-биохимическое
21 060113 Медицинская биофизика4                         65 Врач-биофизик    медико-криминалистическ.
Примечания автора:
1 Введён в действие 1.01.2004 постановлением Госстандарта РФ № 276-ст. от 30.09.2003.
2 Содержание столбца 3 (строки 15-21) в письме Минздравсоцразвития РФ № 2374-ВС от 24.05.2005 "О подготовке специалистов в интернатуре" имеет другой заголовок – «Основная специальность, полученная в вузе».   
3 Фармацея - по ОК 009-2003 (строка 19 столбца 3), Минздрав в своих документах именует как «Фармация».
4 Наименования «Медицинская биохимия» и «Медицинская биофизика» (строки 20 и 21 столбца 3) в том же письме отсутствуют.
5 В скобках (столбец 6) указан код специальности в соответствии с приказом МЗ РФ № 337 от 27.08.1999 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения РФ".
 


[1] Положение о лицензировании медицинской деятельности, утверждённое постановлением Правительства РФ № 350 от 25.03.1996.
[2] Перечень соответствия врачебных и провизорских специальностей должностям специалистов. Приложение 2 к приказу Минздрава РФ № 337 от 27.08.1999 "О номенклатуре специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации".
[3] Постановление Правительства РФ № 45 от 26.01.2006 "Об организации лицензирования отдельных видов деятельности".
[4] Лицензиат (от лат. licentiatus - допущенный) – юридическое (в нашем случае) лицо, имеющее разрешение государственных органов на осуществление конкретного вида деятельности.