ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЕМА ТРУПОВ В НЕРАБОЧЕЕ ВРЕМЯ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДЕЖУРНОГО ПЕРСОНАЛА
А. К. СЕМЯЧКОВ (Тюмень)
Поступление трупов в судебно-медицинский морг связано с выполнением ряда необходимых действий: проверка правильности оформления сопроводительных документов (направление, постановление), уточнение сведений об обстоятельствах наступления смерти, осмотр носильных вещей, ценностей и документов, доставленных с трупом, заполнение соответствующих журналов регистрации, маркировка трупов и рациональное размещение их в холодильной камере, заверение телеграмм, информирование родственников о порядке регистрации смерти, получения, транспортировки, захоронения трупа и т. д.
В рабочее время эти действия выполняются в полном объеме. В вечернее и ночное время, выходные и праздничные дни осуществление их зависит от того, имеется ли при морге дежурный персонал и кем он представлен (врач, регистратор, санитар). В областных (краевых) центрах штатными нормативами предусмотрены ставки дежурных санитаров. В районных, межрайонных и городских отделениях судебно-медицинской экспертизы дежурный персонал отсутствует. В связи с этим трупы поступают в морг без сопроводительных документов, не маркируются, размещаются беспорядочно, иногда утрачиваются ценности, родственники умерших не могут заверить телеграммы и узнать о порядке погребения. На исправление дефектов такого «приема» в следующее за ним рабочее время затрачивается немало усилий, тем более, что значительная часть трупов поступает именно в нерабочее время.
Таким образом, важность определенных рекомендаций по организации приема трупов в судебно-медицинский морг при отсутствии дежурного персонала является очевидной. В то же время в научной и инструктивно-методической литературе эти вопросы не освещены.
Мы сочли уместным поделиться опытом работы Тюменского областного бюро судебно-медицинской экспертизы, проводившейся в этом направлении.
Наибольшие затруднения вызывает решение вопроса о лице, ответственном за прием трупов. Последовательно было опробовано 3 варианта:
1.Судебно-медицинский эксперт, вызванный на место происшествия, в обязательном порядке по каждому случаю смерти, кроме участия в осмотре производит прием трупа.
2. Возложение обязанностей по приему трупов на дежурную часть ближайшего отдела внутренних дел.
3. Трупы принимает дежурный персонал приемного отделения ближайшей больницы.
Каждый из этих вариантов имеет свои положительные и отрицательные стороны, выбор какого-либо из них зависит от конкретных условий работы. Следует отметить, что наиболее квалифицированный прием возможен при первом варианте, до минимума сокращаются необходимые действия при втором варианте.
В условиях обслуживаемого нами района наиболее приемлемым оказался третий вариант. Постепенно определился и круг обязанностей, которые может выполнять дежурный персонал приемного отделения: не помещать в морг трупы при отсутствии сопроводительных документов, обеспечивать изъятие и сохранение обнаруженных ценностей и документов, маркировку и правильное размещение трупов в холодильной камере, заверять телеграммы, предоставлять родственникам информацию о порядке захоронения.
Для обеспечения организации такого приема были проведены следующие мероприятия: предусмотрено, чтобы лица, доставляющие трупы, могли войти только в холодильную камеру; определены способ маркировки трупов, последовательность заполнения мест хранения и порядок укладки: сделан накопитель для сопроводительных документов по типу почтового ящика на дверях, разделяющих секционный блок и остальную часть морга: подготовлена, утверждена приказом главного врача больницы и передана в приемное отделение информация о порядке захоронения; проведен инструктаж сотрудников приемного отделения, оно обеспечено справками для телеграфа (см. статью 144 Телеграфных правил Министерства связи СССР), проинформированы работники прокуратуры и милиции.
Созданный порядок, какого мы придерживаемся в течение 4 лет, позволил исключить поступление в морг трупов без направлений и утрату ценностей, улучшил обслуживание родственников в нерабочее время.