ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ
А. К. Семячков
Тюмень
«К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут быть привлечены профессорско-преподавательский состав кафедр судебной медицины... При выполнении указанной работы эти лица по своему процессуальному положению являются экспертами» (Инструкция о производстве судебно-медицинской экспертизы в СССР).
Оценим, насколько данная инструктивная норма соответствует Уголовно-процессуальному кодексу РСФСР.
Порядок назначения экспертиз зависит от того, как проводится экспертиза, в экспертном учреждении (ст. 187 УПК РСФСР) или нет (ст. 189 УПК РСФСР). В законе не указано, какие учреждения являются экспертными.
Если считать, что учебное заведение (медицинский институт, университет с медицинским факультетом, юридический институт, школа милиции, военно-медицинская академия) или его подразделение (курс или кафедра судебной медицины, кафедра криминалистики) являются экспертным учреждением, то сотрудникам его может быть поручена экспертиза в порядке ст. 187 УПК РСФСР. При этом объекты и постановление должны быть представлены непосредственно в это учреждение, а ректор учебного заведения (заведующий кафедрой) должен выполнить процессуальные обязанности руководителя экспертного учреждения.
Однако в процессуальной практике к экспертным учреждениям относят только бюро судебно-медицинской экспертизы системы здравоохранения, экспертно-криминалистические отделы органов внутренних дел, научно-исследовательские лаборатории (институты) Министерства юстиции, судебно-медицинские лаборатории Министерства обороны, сотрудникам которых и поручается производство экспертиз в порядке ст. 187 УПК РСФСР.
Если преподаватель работает (по совместительству) в бюро судебно-медицинской экспертизы, то выполнение им экспертизы, назначенной экспертам этого экспертного учреждения, не противоречит процессуальному законодательству. В противном случае совершаются процессуальные нарушения, которые заключаются в следующем.
«При поручении экспертизы эксперту соответствующего экспертного учреждения» «руководитель экспертного учреждения поручает производство экспертизы одному или нескольким сотрудникам данного учреждения» (ст. 187 УПК РСФСР). Таким образом, руководитель бюро судебно-медицинской экспертизы ограничен в выборе экспертов только своими сотрудниками и превышает данные ему законом полномочия, если распространяет их на не являющихся сотрудниками бюро. В этом и состоит нарушение процессуального законодательства, систематически допускаемое экспертной практикой.
Каковы же возможные последствия подобного отступления от закона?
«Установленный уголовно-процессуальными законами порядок судопроизводства является единым» (ч. 4 ст. 1 УПК РСФСР). Соблюдению его законодатель придает большое значение.
«При разрешении ... вопроса о предании обвиняемого суду подлежит выяснению ... соблюдены ли при возбуждении дела, производстве дознания или предварительного расследования требования настоящего Кодекса (ст. 222 УПК РСФСР). «Суд в распорядительном совещании направляет дело для дополнительного расследования в случаях ... существенного нарушения уголовно-процессуального закона производстве дознания или предварительного следствия» (ст. 232 УПК РСФСР). «Основаниями к отмене или изменению приговора при рассмотрении дела в кассационном порядке» является «существенное нарушение уголовно-процессуального закона (ст. 342 УПК РСФСР). Законом предусмотрен конкретный перечень нарушений, при которых приговор суда подлежит обязательной отмене (ст. 345 УПК РСФСР). Рассматриваемого нами нарушения в этом перечне нет. Следовательно, характер последствий зависит от того, признает ли суд данное нарушение существенным.
В свете всего сказанного полагаем, что инструкция и экспертная практика по этому вопросу нуждаются в корректировке. Следует избегать ситуаций, когда преподаватели судебной медицины производят судебно-медицинские экспертизы, назначенные не им лично (в порядке, предусмотренном ст. 189 УПК РСФСР), а экспертному учреждению, сотрудниками которого они не являются. Им лучше ограничиться судебно-медицинскими исследованиями трупов и освидетельствованиями граждан по письменным поручениям (не постановлениям), с оформлением актами выполненной работы.