Роль судебно-медицинской экспертизы в раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропов


А.К. СЕМЯЧКОВ,
заместитель по экспертной работе начальника
Государственного учреждения Тюменской области
«Областное бюро судебно-медицинской экспертизы»
 
 
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ (далее для краткости – Нс и Пв) угрожает в первую очередь здоровью и жизни граждан.
Судебно-медицинская экспертиза в Тюменской области занимает свою нишу в создании доказательственной базы по преступлениям, связанным с незаконным оборотом Нс и Пв. Она заключается в ежегодном исследовании трупов лиц, погибших при криминальных, подозрительных на них или неустановленных обстоятельствах, например в 2005 году вскрыто 7247 трупов. При этом выявляется следующее.
1. Смерть от отравления Нс или Пв (см. столб. 2, 3 и 4 табл. 1).
Представленные сведения не являются полными по следующим причинам.
1.1  В судебно-медицинской диагностике смертельных отравлений решающая роль принадлежит судебно-химическому исследованию трупного материала. Оснащение судебно-химического отделения нашего экспертного учреждения представлено хроматографами (см. табл. 2), при работе на которых необходимы химически чистые образцы Нс и Пв (стандарты, эталоны, метчики). Отсутствие образцов приводит к невозможности определения Нс и Пв, не определявшихся ранее в лаборатории, и недостоверности результатов.
1.2  Поэтому в значительном количестве случаев, например, в 2004 году – 255, природа яда нами не установлена (см. столб. 5 табл. 1). Следовательно, смертельных отравлений  Нс и Пв больше, чем указано в столбце 4 табл. 2.
2. Смерть от других причин в состоянии, вызванном Нс или Пв.
У лиц, погибших от других причин смерти, чем указано в табл. 1, тоже обнаруживаются Нс и Пв, например, в 2000 году - 20 случаев Нс, в 2002 году - 12случаев Пв.
Представленные сведения не являются полными по следующим причинам.
2.1 Судебно-химическое исследование на Нс и Пв проводится не у всех умерших, а выборочно, по показаниям, разработанным внутри нашего экспертного учреждения.
2.2 При состоянии, вызванном Нс и Пв, концентрация их в трупном материале ниже, чем при смертельном отравлении. Поэтому выявить его на нашем оборудовании сложнее, и какое-то количество случаев остаётся за пределами наших возможностей.
Кроме того, играет роль и причина, указанная в разделе 1.1.
Всё сказанное относится к Нс и Пв, оборот которых ограничен, но не запрещён полностью (см. строки 3 и 4 табл. 3). Дело в том, что Федеральный закон № 3-ФЗ от 8.01.1998 "О наркотических средствах и психотропных веществах" (далее для краткости - Закон № 3-ФЗ), дав определение Нс и Пв, возложил составление соответствующего перечня на Правительство РФ (ст. 2, часть 2), которое утвердило его в виде трёх списков[2]. На 50 Нс и 31 Пв, вошедшие в списки II и III, мы в установленном порядке получили лицензию в Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, дающую право на осуществление деятельности, связанной с их оборотом[3].
Правовые последствия выполняемой нами работы следующие. Каждый случай смертельного отравления Нс и Пв, смерти от других причин в состоянии, вызванном  Нс и Пв, указывает на факт «незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов»[4]. Поэтому органы следствия обязаны возбудить уголовное дело по статье 228.1 УК РФ. Основанием и поводом для этого являются наши экспертные заключения. Нам неизвестно ни одного такого дела, переданного в суд.
Разрешите врачу высказать свою точку зрения на причины этого.
1. Непонятно, почему «государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и в области противодействия их незаконному обороту направлена на … постепенное сокращение числа больных наркоманией», но умалчивает о более тяжком последствии употребления наркотиков – смерти (ст. 4 Закона № 3-ФЗ).
2. Законодатель поступил либерально, разрешив производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. 228.1 УК РФ, следователям нескольких структур (ст. 151 УПК РФ):
2.1 органов внутренних дел;
2.2 органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
2.3 органа, выявившего это преступление.
А у семи нянек, как известно, дитя – без глаза.
3. УВД и прокуратуры всех уровней, Управление по Тюменской области Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков регулярно требуют от нас предоставлять информацию по обсуждаемому виду смерти. Это является косвенным показателем того, что структуры, получающие от нас экспертные заключения по всем трупам, не наладили даже учёт этих преступлений.
4. Оперативной (в смысле – по горячим следам) работе по таким преступлениям мешает продолжительность судебно-химического исследования (месяц и более), обусловленная отсутствием высокотехнологичного оборудования - хроматографа с масс-селективным детектором, при работе на котором отпадает и проблема образцов (см. п. 1.1).
5. Следственному установлению вида сбываемого наркотика не может способствовать и незначительная номенклатура наркотиков, выявляемых нашими судебными химиками. Таким же  является состояние дел и на общероссийском уровне. Так, в действующей годовой форме № 42 "Отчет врача судебно-медицинского эксперта, бюро судебно-медицинской экспертизы", утверждённой Приказом Минздрава РФ № 385 от 22.10.2001 "Об утверждении отраслевой статистической отчетности", предусмотрено всего лишь 4 наименования наркотических средств (опиаты, каннабиноиды, производные амфетамина, кокаин) и 2 наименования психотропных веществ (производные бензодиазепина, производные фенотиазина).
Проанализировав роль Государственного учреждения Тюменской области «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы» в раскрытии преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков и психотропов, остановлюсь на проблемах, не позволяющих расширить экспертные и следственные возможности в этом направлении и не только в нашем регионе.
1. В список I вошли самые опасные Нс и Пв, оборот которых запрещён (см. строку 2 табл. 3). Получение лицензии на работу с ними исключается. Следовательно, эти Нс и Пв (168 наименований) не имеет права определять в соответствующих объектах ни одна компетентная лаборатория Тюменской области:
1.1 судебно-химическое отделение нашего экспертного учреждения (трупный материал);
1.2 химико-токсикологическая лаборатория Государственного лечебно-профилактического учреждения Тюменской области «Областной наркологический диспансер» (моча освидетельствуемых);
1.3 экспертно-криминалистический центр ГУВД Тюменской области (вещества, подозрительные на Нс и ПВ);
1.4 лаборатория Управления по Тюменской области Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (вещества, подозрительные на Нс и ПВ);
1.5 Государственное учреждение Тюменская лаборатория судебных экспертиз Минюста РФ (вещества, подозрительные на Нс и ПВ).
Постоянный комитет по контролю наркотиков[5] (протокол № 5/94-2004 заседания ПККН) обратился 5.08.2004 в Федеральную службу наркоконтроля РФ с просьбой об оформлении в Правительстве РФ разрешения на поставки стандартных образцов веществ из Списка I для нужд лабораторий почему-то только трёх последних ведомств (МВД, ФСН и Минюст). А кто позаботится о судебно-медицинской и наркологической службе?
2. Ещё более непонятна ситуация с аналогами Нс и Пв, которым Закон № 3-ФЗ дал такое определение - «запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят» (ст. 1). И запретил их оборот в РФ (ст. 14). Таким образом, законодатель упреждает появление новых неизвестных  науке и криминальному рынку Нс и Пв. Но не разработал порядок выявления аналогов и отнесения их к какому-либо списку. Это сводит на нет возможность привлечения к  уголовной (статьи 228 и 228.1 УК РФ) и  административной (ст. 6.8 КоАП РФ) ответственности.
3. Чётко законодатель поступил с прекурсорами Нс и Пв, определив их как «вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации» (ст. 1 Закона № 3-ФЗ). Закон возложил составление соответствующего перечня на Правительство РФ (ст. 2, часть 2), которое утвердило его в виде Списка IV, включив в него 26 прекурсоров (см. табл. 3), в том числе и такие общедоступные вещества, как ацетон, серная и соляные кислоты (исключая ее соли), толуол, перманганат калия[6]. На работу с прекурсорами лицензия не нужна. За нарушения, связанные с прекурсорами, предусмотрена только административная ответственность - статьи 3.12, 6.13, 10.4 и 10.5 КоАП РФ. Мы сомневаемся, что смерть от отравления прекурсором повлечёт какие-либо правовые последствия.  
К обсуждаемой теме близки отравления сильнодействующими или ядовитыми веществами, вошедшими в Список, издаваемый Постоянным комитетом по контролю наркотиков (всего 191 наименование) и не являющимися Нс или Пв. Незаконный оборот с ними преследуется в уголовном порядке – ст. 234 УК РФ. Неясно, необходимо ли иметь лицензию на работу с ними.
Таблица 1.
Смертельные отравления Нс, Пв и неустановленными ядами
              Группа ядов
 
Годы
Нарко-тические средства
Психо-
тропные вещества
Всего 
(Нс + Пв)
Неустанов-ленные
 яды
1
2
3
4
5
1999
103
1
104
97
2000
195
6
201
121
2001
104
1
105
233
2002
37
12
49
188
2003
35
6
41
118
2004
85
4
89
255
2005
178
4
182
123
2006 (на 30.11.2006)
97
2
99
53
 
Таблица 2. Оснащенность судебно-химического отделения
Наименование хроматографа
Год выпуска
«Милихром 4 УФ» жидкостной микроколоночный
1991
«Кристалл 2000 М» тройной модуль (ТИД, ПИД, ЭЗД)
2002
«Кристалл 2000 М» двойной модуль (ПИД, ПИД)
2003
 
Таблица 3. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
 
п/п
Сп
и
с
о
к
Содержание списка
нар-коти-чес-кие сред-ства
пси-хо-
троп-ные вещества
пре-кур-соры
1
2
3
4
5
6
2
I
наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых запрещен
157
11
-
3
II
наркотические средства и психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля
50
13
-
4
III
психотропные вещества, оборот которых ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля
-
18
-
5
IV
прекурсоры, оборот которых ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля
-
-
26
6
Итого
207
42
26
 


[1] Тезисы доклада на научно-практической конференции федеральных и мировых судей Тюменской области «Проблемы правоприменительной практики в сфере незаконного оборота наркотиков» (Тюмень, 30.11.2006).
[2] Постановление Правительства РФ № 681 от 30.06.1998 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".
[3] Ст. 35 Закона № 3-ФЗ. Постановления Правительства РФ № 412 от 12.08.2004 "О лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ" и № 648 от 4.11.2006  "Об утверждении положений о лицензировании деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
[4] На это же указывает каждый случай выявления Нс и Пв у лица, освидетельствуемого в Государственном лечебно-профилактическом учреждении Тюменской области «Областной наркологический диспансер», где в 2005 году Нс выявлены в 2025 случаях (опиаты – 1261, каннабиноиды – 754, производные амфетамина – 10) и  Пв - в 13 случаях (производные бензодиазепина).
[5] Постоянный комитет по контролю наркотиков (ПККН) организован в соответствии со статьей 17 Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. и статьей 6 Конвенции о психотропных веществах 1971 г. и является межведомственным экспертным органом, работающим на общественных началах при Министерстве здравоохранения РФ. Положение о ПККН утверждено Минздравом РФ 25.12.1992.
[6] Постановление Правительства РФ № 681 от 30.06.1998 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации".