ЗАБЛУДИВШЕЕСЯ ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ


А.К. Семячков, заместитель по экспертной работе начальника ГУ ТО «Областное бюро судебно-медицинской экспертизы»
 
Не успели лицензирующие органы, лицензиаты и соискатели лицензий[1] освоиться с работами и услугами, утверждёнными в январе 2007 года Правительством РФ[2], как Минздравсоцразвития РФ менее чем через 4 месяца «порадовал» всех новым перечнем (см. табл. 1). Чтобы организаторы здравоохранения могли оценить его «достоинства», процитируем, как выглядит в нём судебно-медицинская экспертиза:
Работы (услуги), выполняемые:
1) при осуществлении доврачебной (выделено автором – А.С.) медицинской помощи по:
судебно-медицинской экспертизе;
2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
судебно-медицинской экспертизе;
судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследования биологических объектов, в том числе:
биохимической;
генетической;
медико-криминалистической;
спектрографической;
судебно-биологической;
судебно-гистологической;
судебно-химической;
судебно-цитологической;
химико-токсикологической;
судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа;
судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц;
3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе:
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи по:
судебно-медицинской экспертизе;
судебно-медицинской экспертизе вещественных доказательств и исследованию биологических объектов, в том числе:
биохимической;
генетической;
медико-криминалистической;
спектрографической;
судебно-биологической;
судебно-гистологической;
судебно-химической;
судебно-цитологической;
химико-токсикологической;
судебно-медицинской экспертизе и исследованию трупа;
судебно-медицинской экспертизе и обследованию потерпевших, обвиняемых и других лиц.
Таким образом, судебно-медицинские работы и услуги отнесены к доврачебной, амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи, а в двух последних разделах ещё и продублированы. Получилось, что наше учреждение, насчитывавшее в предыдущих редакциях перечня (1996, 1998, 2001, 2002, январь 2007 года) около 10 работ (услуг), сейчас может стать соискателем лицензии аж на 25. Глупость невероятная!
Юридический нонсенс заключается ещё и в том, что правительство своё постановление не отменило и не изменило. И в настоящее время имеется два действующих перечня работ (услуг). Чтобы разобраться, какое из них легитимнее, придётся заглянуть в историю вопроса.
Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан при своём рождении 22 июля 1993 года отнесли установление порядка и условий выдачи медицинских лицензий к юрисдикции Правительства РФ:
«Статья 15. Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения
… Порядок и условия выдачи лицензий предприятиям, учреждениям и организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации».
В 2003 году эта статья сформулирована по-другому[3]:
«Статья 15. Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности
Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Новая редакция статьи отослала нас к Федеральному закону № 128-ФЗ от 08.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности", который сохранил полномочия правительства: «утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности» (ст. 5).
За 11-тилетнюю историю российского лицензирования правительство своими постановлениями утверждало эти положения с перечнями только дважды (табл. 1, столб. 1) - в 2001 и 2007 годах. В 1996 году, утвердив положение, возложило утверждение перечня работ и услуг на министерство. Минздрав этим разрешением воспользовался в 1996 и 1998 годах, а в 2002 и 2007 годах сделал это и без указания правительства. Майская «изюминка» этого года заключается в том, что министерский перечень утверждён не только при отсутствии поручения, но и без отмены правительством январского документа.
Миздравсоцразвития РФ не прав, но я почему-то уверен, что лицензирующие органы всех уровней, не задавая лишних вопросов, возьмут на вооружение последнюю модификацию.
Я сравнил все шесть перечней, созданных за 11 лет, надеясь понять: «Неужели медицинская помощь и организация здравоохранения так стремительно развивались, что правительство и минздрав еле успевают создавать перечни, отражающие этот прогресс?». Могу вас заверить, Читатель, что наша традиционно консервативная медицина осталась верна себе. Перечни, исключая редкие дополнения, представляют один и тот же набор терминов, отражающих разнородные понятия - услуги, специальности, должности, виды (амбулаторно-поликлиническая, стационарная, скорая и т.д.)  и уровни (доврачебный, врачебный) медицинской помощи и пр. Сгруппированы и закодированы они в разных вариациях, ни одна из которых не соответствуют стандарту, разработанному в родном ведомстве[4]. И периодические перетряхивания этого хаотического нагромождения отражают только беспомощность науки, которая не дала чётких ответов на самые главные вопросы. Что такое услуга? Чем одна услуга отличается от другой?
В качестве попытки движения в этом направлении сошлюсь на труд «Номенклатура работ и услуг в здравоохранении», разработанный под руководством высокопоставленных чиновников Минздравсоцразвития РФ - заместителя министра В.И. Стародубова и директора департамента развития медицинской помощи и курортного дела Р.А. Хальфина (утв. Минздравосоцразвития РФ 12.07.2004). В нём сотрудники НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова во взаимодействии с другими организациями и ведомствами классифицировали простые, сложные и комплексные услуги на разделы (26 типовых и 31 классовый), в каждом из которых зарезервировано место для 999 услуг. В качестве примера проиллюстрирую, как выглядит в этом 632-страничном труде моя профессия (табл. 2). Коллеги только хмыкнут, увидев, что здесь нет и половины судебно-медицинских специальностей[5], не говоря уже о тысячах услуг, которыми они владеют. Примерно также выглядят и другие отрасли. Создание основательной номенклатуры услуг – это только исходная основа. Чтобы услуги «заработали» в лицензионном аспекте, необходимо дополнить их многочисленными условиями выполнения: помещения, соответствующие оформленным правам собственности, технологическим, санитарно-эпидемиологическим, пожарно-техническим и другим требованиям, оборудование, приборы и расходные материалы, сертифицированные специалисты и т.д. И естественно лаконичное описание каждой услуги (приёмы, манипуляции, методы, стандарты, правила, протоколы и пр.) с подвариантами. Создание таких многотомных фолиантов потребует огромного труда квалифицированных творческих коллективов.
Поэтому долго ещё придётся блуждать отечественному лицензированию.
 
 
Таблица 1. Лицензируемые работы и услуги, 1996-2007 годы
 
 
 
Нормативный акт
Группировка лицензируемой деятельности по видам медицинской помощи
Кол-во лицензируемых
работ (услуг)
1
2
3
Временный перечень видов медицинской деятельности, медицинской помощи и отдельных ее
методов, подлежащих лицензированию в Российской Федерации (утв. приказом Минздравмедпрома РФ № 270 от 1.07.1996)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Примечание автора: во исполнение постановления Правительства РФ № 350 от 25.03.1996
1. Основная медицинская деятельность
1.1. Первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь.
1.2. Скорая медицинская помощь
1.3. Диагностика
Лабораторная
Лучевая диагностика
Патологоанатомическая.
Функциональная диагностика.
Эндоскопическая диагностика.
1.4. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь           взрослому населению в лечебно-профилактических учреждениях и (или) на дому
1.5. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь           детскому населению в лечебно-профилактических учреждениях и (или) на дому
1.6. Общая врачебная практика, семейная медицина.
1.7. Стационарная медицинская помощь взрослому населению
1.8. Стационарная медицинская помощь детскому населению
1.9. Традиционная медицинская деятельность
1.10. Заготовка органов и тканей
1.11. Экспертная медицинская деятельность
1.12. Санаторно-курортное лечение
1.13. Деятельность по осуществлению государственного санитарно-эпидемиологического надзора и профилактике заболеваний, связанных со средой обитания человека (Приказом Минздравмедпрома РФ от 9 января 1997 г. N 5 пункт 1.13 настоящего Перечня исключен)
1.14. Обязательная медицинская деятельность
2. Вспомогательная медицинская деятельность
 
271
1
2
19, в том числе
10
6
1
1
1
53
 
 
47
1
59
56         
7
4
17
1
 
 
 
4
5
 
Всего 276
Перечень видов медицинской деятельности, подлежащих лицензированию (утв. приказом Минздрава РФ № 142 от 29.04.1998)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Примечание автора: со ссылкой на постановление Правительства РФ № 350 от 25.03.1996
1. Первичная (доврачебная) медико-санитарная помощь
2. Скорая медицинская помощь
3. Диагностика:
3.1. Лабораторная диагностика
3.2. Лучевая диагностика
3.3. Патологоанатомическая диагностика
3.4. Функциональная диагностика
3.5. Эндоскопическая диагностика
4. Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь взрослому и детскому населению в учреждениях здравоохранения и (или) на дому
5. Общая врачебная практика, семейная медицина
6. Стационарная медицинская помощь взрослому и детскому населению
7. Фармацевтическая деятельность в структуре лечебно-профилактических учреждений
8. Народная (традиционная) медицина
9. Заготовка органов и тканей
10. Экспертная медицинская деятельность
11. Медицинская деятельность, осуществляемая в санаторно-курортных учреждениях по видам деятельности, утвержденным данным Перечнем"
12. Санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия в учреждениях
10
3
21, в том числе
12
6
1
1
1
 
51
1
54
3
7
4
22
 
?
3
Всего 279
Перечень работ и услуг, входящих в медицинскую деятельность, осуществляемую на основании лицензии. Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ № 402 от 21.05.2001)
Первичная (доврачебная) медицинская помощь
Скорая и неотложная медицинская помощь
Диагностика
Лабораторная диагностика
ДНК-диагностика
Лучевая диагностика
Патологоанатомическая диагностика
Функциональная диагностика
Эндоскопическая диагностика
Амбулаторно-поликлиническая медицинская помощь
Стационарная медицинская помощь
Традиционная медицина
Экспертная медицинская деятельность
Заготовка органов и тканей
10
3
24, в том числе
4
11
6
1
1
1
59
64
11
22
5
Всего 198
Номенклатура работ и услуг по оказанию соответству-ющей медицинской помощи (утв. приказом Минздрава РФ № 238 от 26.07.2002)
Примечание автора: со ссылкой постановление Правительства РФ № 499 от 4.07.2002, в котором соответст-вующего поручения нет
01. Доврачебная помощь
02. Скорая и неотложная медицинская помощь
03. Амбулаторно-поликлиническая помощь, в том числе в условиях дневного стационара и стационара на дому
04. Санаторно-курортная помощь      
05. Стационарная помощь, в том числе в   условиях   дневного стационара
06. Прочие работы и услуги     
 
27
12
 
67
41
68
37
Всего 262
Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности. Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности (утв. постановлением Правительства РФ № 30 от 22.01.2007)
Группировка отсутствует, услуги (работы) расположены в алфавитном порядке
 
Всего 127
Перечень работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи (утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 323 от 10.05.2007)
Работы (услуги), выполняемые:
1) при осуществлении доврачебной медицинской помощи
2) при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе:
а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи
б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи
3) при осуществлении стационарной медицинской помощи, в том числе:
а) при осуществлении первичной медико-санитарной помощи
б) при осуществлении медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов
в) при осуществлении специализированной медицинской помощи
4) при осуществлении скорой и скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи, в том числе:
а) при осуществлении скорой медицинской помощи
б) при осуществлении скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи
5) при осуществлении высокотехнологичной медицинской помощи
6) при осуществлении санаторно-курортной помощи
 
28
 
135, в том числе
37
 
3
95
135, в том числе
32
 
3
100
 
38, в том числе
19
 
19
39
50
Всего 425
  
 
Таблица 2. Раздел D. "Манипуляции, исследования, процедуры и работы в здравоохранении"
 
Раздел
Код работы 
Наименование работы
D
18
Судебно-медицинская деятельность                
D
18.01        
Организация и   проведение судебно-медицинской деятельности                                    
D
18.02        
Комплекс судебно-медицинских исследований трупа 
D
18.02.01     
Интерпретация     данных судебно-медицинской экспертизы трупа                                 
D
18.03        
Организация и проведение судебно-медицинского освидетельствования
D
18.03.01     
Интерпретация    сведений, полученных при судебно-медицинском освидетельствовании         
D
18.04        
Организация и проведение судебно-биологической экспертизы                                      
D
18.04.01     
Интерпретация    сведений, полученных при судебно-биологической экспертизе                
D
18.05        
Организация и проведение судебно-генетических исследований                                     
D
18.05.01     
Интерпретация    сведений, полученных при судебно-генетических исследованиях              
D
18.06        
Организация и проведение медико-криминалистических исследований          
D
18.06.01     
Интерпретация    сведений, полученных при медико-криминалистическом исследовании          
D
18.07        
Определение причиненного вреда и ущерба здоровью
D
18.07.01     
Интерпретация   сведений уголовных    дел    по причиненному ущербу здоровью                    
D
18.07.02     
Установление причинно-следственных отношений    
 
 


[1] Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом; лицензиат - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию на осуществление конкретного вида деятельности; соискатель лицензии - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление конкретного вида деятельности (ст. 2 Федерального закона № 128-ФЗ от 8.08.2001 "О лицензировании отдельных видов деятельности").
[2] Подробнее см.: А.К. Семячков. Лицензирование медицинской деятельности. Нормативные новации. Тюменская медицина, 11.05.2007, № 8 (97), с. 6-7.
[3] Федеральный закон № 15-ФЗ от 10.01.2003 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
 
[4] Отраслевой стандарт ОСТ 91500.01.0003-2000 «Принципы и порядок построения классификаторов в здравоохранении. Общие положения» (утв. приказом Минздрава РФ № 301 от 31.07.2000).
[5] Подробнее см.: А.К. Семячков. Образование, специальность и должность судебно-медицинского эксперта. Медицина и фармация, 2007, № 2, с. 28-38.